Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БВСѢДА 0 ТОМЪ, ЧТО НВ ДОЛЖНО РА8ГЛАШаТЬ ГРЬХОВЪ БРАТІЙ.

373

я скажу вамъ и это въ точности. Двадцать лѣтъ провѳлъ онъ,
молясь Богу. Откуда это видно? Изъ самой послѣдоватѳльности
рѣчи. Писаніе, желая показать вѣру, терпѣніе и любомудріе праведника, не умолчало объ этомъ времени, но и объ нѳмъ сказало
намъ,—ютя прикровенно, чтобы пробудшъ насъ огь нѳрадѣнія, а
все же не оставило его неизвѣстнымъ. Послушай жѳ, какъ оно
прикровенно показало намъ врѳмя. Бягие же Иеаакъ лѣтъ четыредееяти, говоритъ оно, егда поятъ Ревекку, дщерь Ваѳуила Сирскаго
(Быт. ххѵ, 20). Видшпь ли, сколько ену было лѣтъ, когда онъ
женился? Сорока лѣтъ, говоритъ Писаніѳ, былъ онъ, когда взядъ
Ревѳкку. Узнавъ, сколько лѣтъ было ему, когда онъ женился,
посмотримъ затѣмъ, когда онъ сдѣлался отцѳмъ, и сколько было
ему лѣтъ, когда онъ родилъ Іакова; и такимъ образомъ можемъ
видѣть, сколько времени жена ѳго оставалась безплодною, и то,
что во все это время онъ молился Богу. Сколько жѳ было ему
лѣтъ, когда онъ родилъ Іакова? Изыде, говорится въ Писаніи,
Іако&ь придержася рукою пятѣ брата и поэтому парече имя ему
Іакоеъ, а тому Исаеъ. Исааку же бѣ шестьдесятъ лѣтъ егда роди
ихъ (Быт. ххѵ, 25, 26). Итакъ, если онъ, когда взялъ Ревѳкку,
былъ сорока лѣтъ, а когда родилъ сыновей, былъ шестидѳсяти
лѣть, то очѳвидно, что жена его оставалась бѳзплодною въ теченіе двадцати лѣтъ, и что во всѳ это врѳмя Исаакъ иолился зв2
Богу.
10. Мы жѳ не стыдимся и не смущаемся, видя, какъ праведникъ двадцать лѣтъ ждалъ и нѳ пѳрѳставалъ молиться, а сами
послѣ перваго или второго прошенія часто оставляя молитву и
приходя въ негодованіѳ? Притомъ онъимѣлъ вѳликое дерзновѳніе
прѳдъ Богомъ, и однако нѳ негодовалъ на мѳдлѳнность дара, но
оставался терпѣливымъ, а мы, будучи обремѳнѳны безчислѳннымъ
множествомъ грѣховъ, имѣя нечистую совѣсть и нѳ оказывая никакого благорасположенія къ Господу, если не будемъ услышаны
прежде, нежѳли выскажемъ просьбу, падаемъ духомъ, унываемъ,
оставлдемъ молитву: оттого всегда мы и отходимъ съ пустыші
руками. Кто изъ насъ двадцать лѣтъ молилъ Бога объ одномъ
предметѣ, какъ этотъ правѳдникъ, или—лучше—кто только двадцать мѣсяцевъ?
Вчера я говорилъ, что многіе нолятся небрѳясно, зѣваютъ,
потягиваются, йепрестанно оборачиваются во всѣ стороны и выказываютъ всякое неуваженіѳ къ молитвѣ; а сѳгодня я нашѳлъ и
другое зло, присоѳдиняющееся къ молитвамъ, еще болѣе пагубное,
нежели то. Многіѳ, повергаясь ницъ, ударяя челонъ въ землю,
проливая горячія слезы, горько изъ глубины вздыхая, простирая
руки и показывая всю ревность, употребляютъ эту горячность и