Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА. 8ЛАТОУСТАГО. 374 усердіе противъ собственнаго спасенія. Они молятъ Бога не о
своихъ грѣхахъ и просятъ не о прощеніи своихъ прегрѣшеній,
по всю эту ревность возбуждаютъ въ себѣ противъ враговъ, дѣлая
то же, какъ если бы кто, изостривъ мечъ, не противъ непріятелей
употребилъ это оружіе, но поразилъ имъ собственную шею. Такъ
и они возносятъ молитвы не объ отпущеніи собственныхъ грѣ¬
ховъ, а о наказаніи враговъ; это и значитъ направлять мечъ про¬
тивъ самихъ себя. И это придумалъ лукавый, чтобы мы губили
себя всѣми способами, и нерадѣніемъ и ревностію. Одни своею
невнимательностію къ молитвамъ оскорбляютъ Бога, показывая
своею небрежностію неуваженіе въ Нему; а другіе, оказывая рев¬
ность, оказываютъ ее также противъ своего спасенія. Такой-то, го¬
воритъ діаволъ, пебреженъ: этого достаточно для меня, чтобы онъ
не получилъ ничего; а этотъ ревностенъ и внимателенъ: что же
дѣлать? Я не могу уничтожить его ревности и '.произвести въ
немъ небрежность; устрою же погибель его иначе. Какъ? Сдѣлаю,
чтобы онъ употребилъ ревность свою на беззаконіе, потому что
молиться о вредѣ враговъ—дѣло беззаконное. Такимъ образомъ
онъ отойдетъ, не только не получивъ никакой пользы отъ своей
ревности, но потерпѣвъ вредъ -больше происходящаго отъ небреж¬
ности. Таковы козни діавола: однихъ онъ губить чрезъ небреж¬
ность, а другихъ чрезъ самую ревность, когда она бываетъ не по
заповѣдямъ. 11. Впрочемъ нужно выслушать и самыя слова такой мо¬
литвы, дабы видѣть, что эти слова свойственны уму дѣтскому и
душѣ незрѣлой. Я стыжусь, намѣреваясь высказать ихъ, но не-
зез обходимо сказать, подражая этому неразумному языку. Какія же
это слова? Отмсти за меня, говорятъ, врагамъ моимъ; покажи имъ,
что и у меня есть Богъ. Не тогда, человѣкъ, узнаютъ они, что у
насъ есть Богъ, когда мы будемъ негодовать, гнѣваться и доса¬
довать; но тогда, когда мы будемъ смиренными, тихими, крот¬
кими, и упряжняться во всякомъ любомудріи. Такъ и Богъ ска¬
залъ: да просвѣтится свѣтъ ватъ предъ человѣки, яко да видятъ
ваша добрая дѣла, и прославятъ Отца вашего, иженанебесѣхъ (Матѳ,
ѵ, 16). Понимаешь ли, что молиться Богу о вредѣ врагамъ зна¬
читъ оскорблять Бога? Какъ, скажешь, оскорблять Бога? Такъ,
что Самъ Онъ сказалъ: молитеся ва враги ватя, и установилъ
этотъ божественный законъ (Матѳ, ѵ, 44). Итакъ, когда ты про¬
сишь Законодателя нарушить собственные Его законы, моЛишь
Его противорѣчить Самому Себѣ, и Того, Кто запретилъ тебѣ мо¬
литься о вредѣ врагамъ, умоляешь, чтобы Онъ услышалъ тебя,
молящагося о вредѣ врагамъ,—то, поступая такъ, ты не молишься
и не просишь, но оскорбляешь Законодателя и огорчаешь имѣ-