Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
368

ТВОРВШЯ СВ.

Ι 0 1 Β Κ 1 8ДАТОУОТАГО.

я скажу. Кто слышалъ похвалы за молитву и созналъ своѳ усѳрдіе,
тотъ в п а л ъ бы въ гордость, ѳсли бы имѣлъ многихъ свидѣтелями
похвалъ; а тѳпѳрь, везамѣтяо получивъ похвалу, онъ далекъ отъ
всякаго тщѳславія. Также и тотъ, кто созналъ свою небрѳяеность,
выслушавъ осуждѳвіѳ, сдѣлался отъ осуясдѳнія лучшимъ,не имѣя
никого изъ людѳй свидѣтелѳмъ вразумлѳнія; а это принѳсло ему
не малую пользу. Въ самонъ дѣлѣ, д о р о ж а мнѣніѳмъ мяогихъ,
мы, будучи худыми, пока думаемъ, что яасъ нѳ знаютъ, стараѳмся
быть лучпшми; а когда сдѣлаемся всѣмъ извѣстными и потѳряѳмъ
одобреніѳ, происходящее отъ неизвѣстаости, то становимся болѣе
безстыдными и нѳрадивыми. И какъ раны, открытыя и часто подвергающіяся вліянію холоднаго воздуха, дѣлаются болѣѳ жестокими, т а к ъ и душа согрѣпшвшая становится болѣѳ безстыдною,
ѳсли предъ многими обличается въ томъ, въ чемъ онасогрѣпшла.
Итакъ, чтобы этого нѳ случилось, словонаше врачевало васъ яезаиѣтно. Α чтобы вы убѣдились, что это тайное врачеваніе приноситъ болыпую пользу, послушайте, что говоритъ Христосъ: аще
согрѣшитъ къ тебѣ брать твой, обличи его; не сказадъ: между
тобою и городомъ, или между тобою и народомъ, но: меоюдутобою
и тѣмъ единѣмъ (Мате. х ѵ т , 15). Безъ свидѣтелѳй, говоритъ,
пусть будетъ обличеніе, чтобы лѳгко было измѣнѳніе къ лучшѳму.
Такимъ образомъ вѳликое бдаго дѣлать увѣщаніе нѳ всенародное;
довольно совѣсти, доводьно этого нѳподкупнаго судіи. Не столько
ты укоряѳшь согрѣшившаго, сколько собствѳнная его совѣсть,—
это болѣе горысій обвинитель,—и ты не точнѣѳ знаешь вго проступЕИ. Не прибавляй ясе раны къ ранамъ, объявляя согрѣшившаго, но дѣлай увѣщаніе безъ свидѣтелѳй. Это и ыы дѣлаемъ тѳпѳрь, какъ дѣлалъ и Павелъ, бозъ свидѣтѳлѳй устрояя обличеніѳ согрѣпшвшаго между коринѳянами. И послушай, какъ ѳто.
Потону, говоритъ онъ, братіе, преобразихъ еія па себѣ и Апаллоеа
(1 Кор. іѵ, 6). Нѳ самъ онъ и не Аподлосъ раздѣляли народъ и
производили расколъ въ церкви; и между тѣмъ онъ неясно высказалъ обличѳніе и, прикрывъ лица виновннхъ своимъ и Аполлосовымъ имѳнами, какъ бы нѣкоторыми масками, далъ имъ возможность освободиться отъ такого нечестія. И ѳщѳ: * да не паки
пришедша мя емиритъ Богъ, и восплачуся мпогихъ прежде согрѣшишхъ и не покаявишхся ο нечистотѣ и блуженіи, яже еодѣяша (2.
Кор. хп, 21). Смотри, какъ и здѣсь неопредѣлѳнно говоритъ онъ
ο согрѣшивпшхъ, чтобы, сдѣлавъ явное обличѳніѳ, не довѳсти
души согрѣшивіпихъ до болыпаго бѳзстыдства. Повтому, какъ мы
съ такою осторожностію дѣлаемъ обличенія, такъ и вы, увѣщеваю
васъ, со всѣмъ усердіемъ принимайте исправлѳніѳ и тщательно
вшімайте тому, что говорится.