Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА О ТОМЪ, ЧТО НЕ ДОЛЖНО РАЗГЛАШАТЬ ГРѢХОВЪ БРАТІЙ. 369 5. Мы говорили вамъ вчера о силѣ молитвы. Я показалъ, збв
какъ злобный діаволъ тогда строитъ козни. Такъ какъ онъ ви¬
дитъ, что молитва доставляетъ намъ величайшую пользу, то осо¬
бенно тогда и нападаетъ, чтобы отнять у насъ защиту, чтобы от¬
пустить насъ домой съ пустыми руками. И какъ у начальствую¬
щихъ приближенные и находящіеся подлѣ самаго начальника,
взирая враждебно на приходящихъ къ нему, далеко прогоняютъ
ихъ палками, не дозволяя приблизиться, высказать свою скорбь
и получить милость, такъ и діаволъ, видя приступающихъ къ
Судіи, далеко прогоняетъ ихъ, не палкою, а нерадѣніемъ. Онъ
знаетъ, хорошо знаетъ, что если они приступятъ бодрственно, и
выскажутъ свои грѣхи, и возрыдаютъ пламенною душою, то отой¬
дутъ, получивъ великое прощеніе,—потому что человѣколюбивъ
Богъ; вотъ онъ и предупреждаетъ ихъ и отклоняетъ отъ собесѣ¬
дованія съ Богомъ, чтобы они не получили ничего, въ чемъ нуж¬
даются. Воины начальствующихъ съ насиліемъ отгоняютъ прихо¬
дящихъ, а этотъ—не дѣлая насилія, но обольщая насъ и ввергая
въ нерадѣніе. Поэтому мы и недостойны прощенія, добровольно
лишая благъ сами себя. Молитва, совершаемая съ усердіемъ,
есть свѣтъ для ума и души, свѣтъ неугасаемый и постоянный.
Поэтому діаволъ влагаетъ тысячи нечистыхъ помысловъ въ няпш
умы, и о чемъ мы никогда не думали, то собравъ во время мо¬
литвы вливаетъ въ наши души. И какъ?вѣтры, часто стремясь
съ противныхъ сторонъ, погашаютъ своимъ дуновеніемъ зажжен¬
ный огонь свѣтильника, такъ и діаволъ, видя зажженнымъ въ
насъ пламень молитвы, навѣваетъ отсюда и оттуда тысячи заботъ
и не отстаетъ до тѣхъ поръ, пока не погаситъ свѣта. Но что дѣ¬
лаютъ зажигающіе тѣ свѣтильники, тоже будемъ дѣлать и мы.
Что же они дѣлаютъ? Когда они видятъ, что устремляется силь¬
ный вѣтеръ, то, закрывъ пальцемъ отверстіе свѣтильника, заграж¬
даютъ входъ .вѣтру. Пока діаволъ нападаетъ извнѣ, мы будемъ
въ состояніи противиться; когда же откроемъ ему двери души и
примемъ врага внутрь, то уже не сможемъ нимало противиться
ему, но, со всѣхъ сторонъ помрачивъ нашу память, какъ бы
дымящійся свѣтильникъ, онъ оставитъ только уста—произносить
пустыя слова. Но какъ гѣ закрываютъ пальцемъ отверстіе свѣ¬
тильника, такъ и мы оградимъ разумомъ нашу душу, заградимъ
входъ злому духу, чтобы онъ не погасилъ свѣта нашей мо¬
литвы. Помните ли тотъ и другой примѣръ,—воиновъ и.началь¬
ника, и свѣтильника? Для того мы предлагаемъ вамъ примѣры
изъ предметовъ, съ которыми мы обращаемся, которые близ¬
ки въ намъ, чтобы, вышедши отсюда и находясь дома, вы
возобновляли въ памяти сказанное чревъ предметы, которые на-
ѵмпш оь іоіш пдмшідм. 34