Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
368 ТВОРЯПІЯ СВ. І01ВН1 8ЛЖТОТСТАГО. я скажу. Кто слышалъ похвалы за молитву и созналъ свое усердіе,
тотъ впалъ бы въ гордость, если бы имѣлъ многихъ свидѣтелями
похвалъ; а теперь, незамѣтно получивъ похвалу, онъ далекъ отъ
всякаго тщеславія. Также и тотъ, кто созналъ свою небрежность,
выслушавъ осуждевіе, сдѣлался отъ осужденія лучшимъ, не имѣя
никого изъ людей свидѣтелемъ вразумленія; а это принесло ему
не малую пользу. Въ самомъ дѣлѣ, дорожа мнѣніемъ многихъ,
мы, будучи худыми, пока думаемъ, что насъ не знаютъ, стараемся
быть лучшими; а когда сдѣлаемся всѣмъ извѣстными и потеряемъ
одобреніе, происходящее отъ неизвѣстности, то становимся болѣе
безстыдными и нерадивыми. И какъ раны, открытыя и часто под¬
вергающіяся вліянію холоднаго воздуха, дѣлаются болѣе жесто¬
кими, такъ н душа согрѣшившая становится болѣе безстыдною,
если предъ многими обличается въ томъ, въ чемъ она согрѣшила.
Итакъ, чтобы этого не случилось, слово наше врачевало васъ не¬
замѣтно. А чтобы вы убѣдились, что это тайное врачеваніе при¬
носитъ большую пользу, послушайте, что говоритъ Христосъ: аще
согрѣшить къ тебѣ брать твой, обличи его; не сказалъ: между
тобою и городомъ, нли между тобою и народомъ, но: между тобою
и тѣмъ единомъ (Матѳ, хѵш, 15). Безъ свидѣтелей, говоритъ,
пусть будетъ обличеніе, чтобы легко было измѣненіе къ лучшему.
Такимъ образомъ великое благо дѣлать увѣщаніе не всенародное;
довольно совѣсти, довольно этого неподкупнаго судіи. Не столько
ты укоряешь согрѣшившаго, сколько собственная его совѣсть,—
это болѣе горькій обвинитель,—и ты не точнѣе знаешь его про¬
ступки. Не прибавляй же раны къ ранамъ, объявляя согрѣшив¬
шаго, но дѣлай увѣщаніе безъ свидѣтелей. Это н мы дѣлаемъ те¬
перь, какъ дѣлалъ и Павелъ, безъ свидѣтелей устрояя обли¬
ченіе согрѣшившаго между коринѳянами. И послушай, какъ это.
Потому, говоритъ онъ, братіе, преобразихъ сія на себѣ и Аполлоса
(1 Кор. іѵ, 6). Не самъ онъ н не Аполлосъ раздѣляли народъ и
производили расколъ въ церкви; и между тѣмъ онъ неясно вы¬
сказалъ обличеніе и, прикрывъ лица виновныхъ своимъ и Апол-
лосовымъ именами, какъ бы нѣкоторыми масками, далъ имъ воз¬
можность освободиться отъ такого нечестія. И еще:' да не пани
пришедша мя смирить Богъ, и восплачуся многихъ прежде согрѣли-
тихъ и не покаявшихся о нечистотѣ и блуженіи, яже содѣяша (2.
Кор. хп, 21). Смотри, какъ и здѣсь неопредѣленно говорить онъ
о согрѣшившихъ, чтобы, сдѣлавъ явное обличеніе, не довести
души согрѣшившихъ до большаго безстыдства. Поэтому, какъ мы
съ такою осторожностію дѣлаемъ обличенія, такъ и вы, увѣщеваю
васъ, со всѣмъ усердіемъ принимайте исправленіе и тщательно
внимайте тому, что говорится.