Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
366 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ІАТОУОТАГО. доходовъ его недостаточно для пріобрѣтенія лѣкарства. А эдѣсь,
такъ какъ не нужно тратить серебра, но должно показать вѣру и
желаніе, то кто принесъ ихъ съ усердіемъ, тотъ больше всего и
получаетъ пользу, потому что они (вѣра и желаніе) — плата за вра¬
чество. И богатый и бѣдный одинаково участвуютъ въ пользѣ,
или—лучше—не одинаково участвуютъ въ пользѣ, но часто бѣдный
уходитъ, получивъ большую. Почему? Потому, что богатый, за¬
нятый многими заботами, надменный гордостію, происходящею отъ
богатства, преданный лѣности и безпечности, не съ великою рев-
■ ностію и не съ великимъ усердіемъ принимаетъ врачество слу¬
шанія Писаній; а бѣдный, свободный отъ роскоши, невоздержанія
и безпечности, употребляя все время на рукодѣлія и праведные
труды, и отъ этого пріобрѣтая въ душѣ великое любомудріе, бы¬
ваетъ болѣе внимательнымъ и твердымъ и съ большимъ усер¬
діемъ внимаетъ сказанному, и потому, какъ принесшій большую
плату, онъ уходитъ, подучивъ большую пользу. 2. Это сказалъ я не въ осужденіе богатымъ вообще, и не въ
похвалу бѣднымъ вообще, потому что и ни богатство—не зло, но
зло—худое употребленіе богатства; ни бѣдность—не добро, но доброе
пользованіе бѣдностію—добро. Богачъ, жившій при Лазарѣ, на¬
казанъ не за то, что былъ богатъ, но за то, что былъ жестокъ и
безчеловѣченъ. Бѣдный, почивающій въ нѣдрахъ Авраама, удо¬
стоился похвалы не за то, что былъ бѣденъ, но за то, что съ бла¬
годареніемъ переносилъ бѣдность. Изъ предметовъ (внимательно
выслушайте эти слова, потому что они могутъ сообщить вамъ до¬
статочное любомудріе, изгнать всякій развратный помыслъ и вну¬
шить правильное сужденіе о вещахъ), изъ предметовъ одни хо¬
роши по своему свойству, другіе напротивъ, а иные ни хороши,
ни худы, но занимаютъ среднее мѣсто. Благочестіе хорошо по
своему свойству, нечестіе худо; добродѣтель хороша, поровъ худъ;
35в а богатство и бѣдность сами по себѣ ни то, ни другое, но по волѣ
пользующихся ими становятся или тѣмъ, или другимъ. Если ты
употребляешь богатство на дѣла человѣколюбія, то этотъ пред¬
метъ послужилъ для тебя поводомъ къ добру; а.если—на хи¬
щеніе, любостяжаніе и обиды, то ты обратилъ употребленіе его къ
противному; но не богатство причиною этого, а тотъ, кто употре¬
билъ богатство въ обиду ближнимъ. То же нужно сказать и о
бѣдности; если ты мужественно переносишь ее, благодаря Господа,
то этотъ предметъ послужилъ для тебя поводомъ и случаемъ къ
полученію вѣнцовъ; а если ты за-нее хулишь Создателя и осуж¬
даешь промыслъ Его, то ты употребилъ ее во зло. Какъ тамъ не
богатство бываетъ причиною корыстолюбія, но худо пользующійся
богатствомъ, такъ и здѣсь не бѣдность мы будемъ обвинять въ