Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА О НАСЛАЖДЕНІИ БУДУЩИМИ БЛАГАМИ. 363 и дождь пищимъ, и гряди въ слѣдъ Мене, и имѣти имаши сокро¬
вище па небеси (Матѳ, хи, 21). Видишь иную заповѣдь и награду? Одно повелѣлъ имъ (ученикамъ) дѣлать, а другое Самъ приго.
товилъ, и это было наградою и возмездіемъ. И опять: всякъ, иже
оставитъ домъ, и братію, и сестры, — это заповѣдь; сторицею прой¬
метъ и животъ вѣчный наслѣдитъ (ст. 29),— это награда и
вѣнецъ. 5. Итакъ, поелику заповѣди были важны, а награды за
(исполненіе) ихъ невидимы, — вотъ, что Онъ дѣлаетъ: Самъ вы¬
полняетъ ихъ на дѣлѣ, и вѣнцы полагаетъ намъ предъ глазами.
Кому велятъ идти по непробитой дорогѣ, тотъ скорѣе и охотнѣе
пойдетъ по ней, если увидитъ, что кто-нибудь пошелъ впереди
его. Такъ и въ отношеніи къ заповѣдямъ, легко слѣдуютъ тѣ,
которые видятъ идущихъ впереди ихъ. Итакъ, чтобы природѣ
нашей легче было слѣдовать, Онъ, принявъ нашу плоть и при¬
роду, пошелъ въ ней н выполнилъ заповѣди на дѣлѣ. Такъ за¬
повѣдь: аще кто тя ударитъ въ деспую ланиту, обрати ему и дру¬
гую, Онъ самъ исполнилъ, когда служитель архіерейскій ударилъ
Его по щекѣ; Онъ не отмстилъ ему, но перенесъ съ такою кро¬
тостію, что сказалъ: аще злѣ глаголахъ, свидѣтельствуй о злѣ: аще
ли добрѣ, что мя біеши (Іоан, хѵш, 28)? Видишь ли кротость,
приводящую въ трепетъ? Видишь ли смиреніе, поражающее изум¬
леніемъ? Получилъ ударъ не отъ какого-нибудь свободнаго чело¬
вѣка, но отъ служителя, взросшаго подъ бичемъ, родившагося въ раб¬
ствѣ— и отвѣчаетъ съ такою кротостію! Такъ и Отецъ Его говорилъ
іудеямъ: людіе мои, что сотворитъ вамъ, или чимъ оскорбитъ васъ, или
чимъ стужихъ вамъ? Оповѣщайте (Мих, п, 3). Какъ онъ говорить: сви¬
дѣтельствуй о злѣ, такъ и Отецъ Его: отвѣщайтв ми. Какъ Онъ гово¬
рить: что мя біеиіиі такъ и Отецъ: чимъ оскорбитъ васъ, или чимъ
стужихъ? Опять, когда Онъ хотѣлъ научить нестяжательное™,
смотри, какъ Самъ показываетъ ее на дѣлѣ, говоря: лиси язвины
имутъ, и птицы небесныя гнѣзда: Сынъ же человѣческій не имать,
гдѣ главы подклонити (Матѳ, ѵш, 20). Видишь, какая крайняя не-
стяжательность? Не было у Него ни стола, ни свѣтильника, ни
дома, ни стула, ни другого чего такого. Училъ Онъ благодушно
переносить злословіе, и показалъ это на дѣлѣ. Такъ, когда (іудеи)
называли Его бѣсноватымъ и самаряниномъ, Онъ, хоть и могъ
погубить и отомстить имъ за обиду, не сдѣлалъ однакожъ этого,
напротивъ еще оказалъ имъ добро и изгналъ изъ нихъ демо- 353
новъ. Сказавъ: молитеся за творящихъ вамъ натаетъ, Самъ испол¬
нилъ это, когда взошелъ на крестъ: когда Его распяли и при¬
гвоздили (ко кресту), Онъ, вися на крестѣ, сказалъ: отпусти имъ,
не водятъ бо, что творятъ (Лук. ххш, 34). Говорилъ же это не