Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
362 ТВ0РКШЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. и сражаться со всѣмъ воинствомъ діавода, (повелѣлъ) имѣя тѣло
н находясь въ узахъ плоти, умерщвлять тѣла, прекращать вол¬
неніе страстей, плоть, какъ бы то ни было, носить на себѣ, и въ то
же время усильно стараться сравниться съ безплотными силами. 4. Такъ какъ Онъ заповѣдалъ ѳто, то смотри, что дѣлаетъ,
какъ облегчаетъ подвигъ. Впрочемъ, если угодно, напередъ ска¬
жемъ о важности заповѣдей,—о томъ, какой высокій полетъ Онъ
указалъ намъ, какъ, выводя почти изъ предѣловъ природы че¬
ловѣческой, повелѣлъ всѣмъ переселиться иа небо. Въ самомъ
дѣлѣ, тогда какъ законъ (Моисеевъ) повелѣваетъ: око ва око (Исх.
.ххі, 24), Онъ говоритъ: аще кто ударитъ тя въ деснук ланиту,
обрати ему и другую (Матѳ, ѵ, 89). Не сказалъ: только перенеси
обиду благодушно и съ кротостію, но: поди еще дальше въ лю¬
бомудріи, будь готовъ терпѣть больше, чѣмъ сколько хочется
обидчику; великостью твоего терпѣнія побѣди дерзкую наглость
его, пусть онъ удивится необычайной кротости твоей, и съ тѣмъ
отойдетъ прочь. И далѣе говоритъ: молитеся за творящихъ вамъ
напоетъ; молитеся за враговъ вашихъ; добро творите ненавидящимъ
васъ (ст. 44). Предложилъ совѣтъ и о дѣвствѣ, говоря: могій вмп-
етити, да вмѣститъ (Матѳ, хіх, 12). Такъ какъ оно, послѣ пре¬
слушанія (Адамова), отлетѣло и удалилось изъ рая, то Онъ, со-
шедпга съ неба, опять приводить его, возвращая, какъ будто
бѣглеца, въ прежнее отечество, и освобождая изъ дальней
ссылки; пршпедши (на землю), Онъ самъ родился отъ Дѣвы и
перемѣнилъ законы природы; а такимъ образомъ въ самомъ началѣ
(своей земной жизни) почтилъ дѣвство, являя матерь свою дѣвою.
Итакъ, поелику Онъ, пршпедши (иаземлю), предписывалъ такія за¬
повѣди и требовалъ (отъ насъ высокой жизни, то и награды давалъ
соразмѣрныя трудамъ, и даже бблыпія и высшія. Но и эти (награды)
были невидимы, только—въ надеждахъ, въ вѣрѣ и ожиданіи буду¬
щаго. Такъ какъ, заповѣди трудны и возвышенны, а воздаянія
8бі и награды—въ вѣрѣ, смотри, что Онъ дѣлаетъ, какъ облегчаетъ
подвигъ, какъ помогаетъ въ борьбѣ. Какъ и какимъ способомъ?
Двумя слѣдующими путями: во-первыхъ, тѣмъ, что Самъ испол¬
нилъ заповѣди, а во-вторыхъ, тѣмъ, что показалъ и положилъ
предъ глазами (людей) награды. Одну часть Его ученія состав¬
ляли заповѣди, а другую—награды. Заповѣдь: молитеся за тео-
рящихъ вамъ напасть и изгоняющыя (вы) (Матѳ, г, 44), а награда:
да будете сынове Отца вашего, иже на небесѣхъ (ст. 45). Опять: бла-
жени есте, егда поносятъ вамъ, и иокдвнутъ, и рекутъ всякъ золъ
глаголъ на вы, ласуще. Радутейся и веселитеся, яко мзда ваша много
на небесѣхъ (ст. 11, 12). Видишь, одно—заповѣдь, а другое—на¬
града? Опять: аще хощеши совершенъ быти, продаждъ имѣніе твое,