Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
360 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ07СТАГ0. рубище,, сидитъ въ тюрьмѣ и закованъ въ цѣпи, назову началь¬
никомъ, и свободнымъ, и царственнѣе царей. 2. Такая власть не покупается за деньги, и не имѣетъ за¬
вистниковъ; ея не знаютъ ни языкъ злорѣчиваго, ни глазъ зло¬
желателя, ни ухищренія коварныхъ; нѣтъ, живя какъ бы въ не¬
приступномъ убѣжищѣ любомудрія, она всегда остается неодо¬
лимою, и не уступаетъ не только другимъ обстоятельствамъ, но
и самой смерти. Это доказываютъ мученики: тѣла ихъ разрушились и обра¬
тились въ прахъ и пыль, но власть каждый день живетъ и дѣй¬
ствуетъ,—прогоняетъ демоновъ, искореняетъ недуги, возбуждаетъ
цѣлые города и ведетъ сюда народъ. Сила этой власти, не только
при жизни обладающихъ ею, но и по смерти ихъ, такова, что
никто по принужденію, а всѣ идутъ сюда по доброй волѣ и съ
349 охотою, и нисколько не утомлются продолжительностію *). Видите,
не напрасно я сказалъ, что это зрѣлище—величественнѣе цар¬
скихъ чертоговъ. Тамошнее похоже на засыхающія листья и ми-
мотекующія тѣни, а даруемое здѣсь подобно алмазу, даже и его
тверже, потому что вѣчно, непоколебимо и не подлежитъ никакой
перемѣнѣ, безбоязненно приходитъ къ любящимъ его, свободно
отъ брани и распри, отъ зависти и судилищъ, отъ козней и кле¬
веты. Блага мірскія имѣютъ много завистниковъ, а духовныя,
чѣмъ большему числу людей достаются, тѣмъ обильнѣе оказы¬
ваются. Въ этомъ можно убѣдиться и изъ настоящаго слова.
Если это слово, которое передаю веѣмъ, удержу я у себя, то
буду бѣднѣе, а когда сообщаю всѣмъ, то, какъ бы бросая сѣмена
въ чистую 8бмлю, умножаю тѣмъ свое достояніе, увеличиваю бо¬
гатство, васъ всѣхъ дѣлаю богаче, да и самъ не дѣлаюсь отъ этого
бѣднѣе, напротивъ—еще гораздо богаче. Не такъ съ деньгами, а со¬
вершенно напротивъ. Если бы у меня въ кладовой было золото, и я
захотѣлъ раздавать его всѣмъ,—мое богатство, умаляясь чрезъ эту
раздачу, не могло бы оставаться въ прежнемъ своемъ количествѣ. 3. Итакъ, когда духовныя блага такъ превосходны, когда
получить ихъ весьма легко, такъ какъ онѣ желающимъ сооб¬
щаются даромъ, то возлюбимъ ихъ болѣе (всего), а тѣни бросимъ,
и не будемъ бѣжать къ стремнинамъ и подводнылъ камнямъ.
Чтобы усилить въ насъ эту любовь (къ благамъ духовнымъ), Богъ
устроилъ такъ, чтобы мірскія блага исчезали еще прежде смерти
своего обладателя. Въ самомъ дѣлѣ, не тогда, какъ скончается *) т. о. какъ путешествія на поклопепіе св. мученикамъ! такъ и цер¬
ковной службы, въ храмѣ ихъ совершаемой.