Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
355

ВЕОЪДА ОВЪ ЕЛШ Щ ВДОВИЦѢ.

вленія? Α что крайность отъ голода могла привести жену въ такой гнѣвъ, это можно видѣть изъ іудейскаго примѣра.
Елисей, учѳникъ Иліи, этотъ сугубый Илія (такъ какъ въ
этомъ ученикѣ можно было видѣть сугубаго учителя), впослѣдствіи врѳмѳни предвозвѣстилъ голодъ; нѳ самъ навелъ ѳго, какъ
Илія, но только прѳдсказалъ, что имѣѳтъ быть голодъ. Что жѳ
сдѣлалъ царь, царствовавшій въ то время? Онъ надѣлъ врѳтище,
говорится въ Писаніи, потому что несчастіе смирило ѳго; однако
и смирившись такъ, но услышавъ, какъ одна жена оплакивала бѣд- ш
ствія, происшѳдшія отъ голода, онъ пришѳлъ тогда въ такой гнѣвъ,
что тотчасъ воскликнулъ: сія да сотворгтъ ми Богъ, и сія да приложшпъ аще буЬетъ глаеа Едисея, сына Сафата, на пемъ днееь
(4 Цар. η, 31). Видишь ди гнѣвъ царя? Познай же любомудріе
этой жѳны; она, встрѣтивъ того, кто нѳ предсказалъ тодько, но
навелъ голодъ, и находясь бливъ города, не пришла въ нѳгодованіе, нѳ раздражилась, не призвала другихъ для наказанія его,
но ѳщѳ и послушалась ѳго съ великою кротостію.
8. Вы знаете, что, когда мы заняты какимъ-нибудь нужнымъ
дѣломъ, то часто и на близкихъ смотримъ не съ удовольствіемъ,
и ини бываѳмъ не довольны; а ѳсли угнатаѳтъ насъ такая скорбь,
то и самый свѣтъ кажѳтся намъ нѳпріятнымъ. И это опять моясно
видѣть изъ прииѣра іудеевъ. Такъ, когда Моисѳй пришѳлъ къ
іудѳямъ, возвѣщая имъ безчисленныя блага, избавлѳніѳ отъ угнѳтѳнія, свободу и возвращѳніѳ въ древнее отечѳство, тогда видѣвшіе ѳго, сказано въ Писаніи, не поелушаша его отъ малодушія и
отъ дѣлъ жеетокихъ (Исі. ѵі, 9). "Они, увидѣвъ принѳсшаго такую
радостную вѣсть, отвратились отъ него; а эта, увидѣвъ пророка,
пришедшаго нѳ съ тѣмъ, чтобы прекратить голодъ, но чтобы ещѳ
быть въ тягость ѳй, не почувствовала ничѳго подобнаго. Тѣ были
такъ грубы вслѣдствіѳ тяжести работъ; а эта, будучи угнѳтена
не трудомъ, но сильнымъ гододомъ (а между трудомъ и голодомъ
великое различіѳ), не тодысо не отвратилась отъ подошедшаго къ
ней мужа, но истощила всѳ бѣдное состояніе своѳ, чтобы принять того, кто наведъ на нихъ голодъ. И иде, говорится въ Писаніи, взяти воды, и возопи пророкъ и рече: пріими убо мпѣ и
хлѣба, и ямъ (8 Цар. хѵп, 11). Что жѳ жѳна? И при этомъ она нѳ
обнаруживаѳтъ нѳудовольствія, а что говоритъ? Жи&ъ Господь
Баѵь твой, аще есть у мене опрѣснокъ, но токмо горсть муки (3 Цар.
хѵп, 12). Почему она божится? Пророкъ просилъ ілѣба, а она
хдѣба нѳ имѣла. Она боялась, чтобы, пока она будѳтъ иечь, ясарить, приготовлять и поэтону мѳдлить, пророкъ, потерявъ терпѣніе, нѳ удалидся, и такимъ обрааомъ, чтобы нѳ ушла добыча гостепріихства. Поэтому она прѳдварила его клятвою, сказавъ: не
9

•ВДАМЯ ОПВ. Х7Х. АВАДІШЯ.

9R*