Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
352

ТВОРВШЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ070ТЛГ0.

съ пророкомъ. Чтобы ты, видя іудѳѳвъ, изнуряемыгь голодомъ,
не скорбѣлъ, Онъ показываѳтъ тѳбѣ ихъ бѳзчѳловѣчіе, жестокость
и нѳдостатокъ гостѳпріимства, потому что они не только нѳ приняли пророка, но дажѳ грозили убить его, какъ видно изъ словъ
Божіихъ. Онъ нѳ сказалъ только: удались, но: и скрийея (2 Цар.
хѵп, 3). Тебѣ, говоритъ Онъ, недостаточно для спасѳнія одного
бѣгства, но нужно и скрыться съ вѳликою тщательностію, потому
что народъ іудѳйскій ѳсть народъ, жаждущій крови пророковъ
и привыкшій къ убіенію святыгь; іудеи всегда обагряди свою
деснкцу кровію пророковъ. И вотъ почему, когда Богъ высылалъ
его изъ Іудеи, то говоритъ: иди отеюду и скрыйся; а когда посылалъ къ вдовицѣ, то говоритъ: Азъ заповѣдаю ей (8 Цар. хѵп, 9).
Бидишь лн, какъ въ то время, когда пророку, нуясно было бѣжать оттуда, Онъ повѳлѣваѳтъ сдѣлать это съ великою осторожностію; а когда нужно было прибѣгнуть сюда, то повелѣвавтъ
идти съ вѳликимъ дерзновѳвіѳмъ и смѣлостію?
5. И нѳ только это, но и нѣчто другоѳ выразилъ Богъ удалѳніѳмъ пророка къ вдовицѣ. Чтобы впослѣдствіи врѳмени нѣкоторые, видя, какъ Христосъ, послѣ иногихъ и неизрѳченныхъ
благодѣяній, оказанныхъ Имъ въ Іудеи, послѣ воскрешешя многихъ
мертвыхъ, послѣ возвращѳнія зрѣнія слѣпымъ, послѣ очищеніяπροкаженныхъ, послѣ изгнанія бѣсовъ, послѣ дивнаго и спаситѳльнаго
учѳнія, облагодѣтельствованными изгоняѳтся, а язычниками, невидѣвпгами и неслышавшиіга ничѳго такого, почитается, не
стали удивляться, нѳдоумѣвать и считать это дѣлокъ невѣроятнымъ,—для того Богъ ѳщѳ прѳждѳ за много лѣтъ примѣроиъ рабовъ своихъ показываѳтъ намъ нѳблагодарность іудеѳвъ и дружѳлюбіѳ язычниковъ. Такъ іосифа тѣ, кому онъ нѳсъ пищу, покушались даже умѳртвить, а иноплеменникъ возвѳлъ на вѳличайшую почесть. Такъ Моисѳя прогнали облагодѣтельствованныѳ имъ
іудеи, а принялъ иноплѳменникъ Іофоръ и оказалъ ему великое
дружелюбіѳ. Такъ Давида прогналъ Саулъ, послѣ отсѣчѳнія головы Голіаѳу, послѣ безчисленныхъ опасностей, угроясавшихъ
царю и городу, отъ которыхъ избавилъ ихъ Давидъ, а принялъ
иноноплеменный царь Анхусъ и оказалъ ѳму великую чѳсть.
342 Такъ и теперь Илію іудѳи прогнали, а вдовица приняла. Итакъ,
когда ты увидишь, что Христа гонятъ іудеи и принимаютъ язычники, то, вспомнивъ древніѳ прообразы, нѳ удивляйся истинѣ
этого событія. Такъ и нынѣ ты слышалъ слова Христа, Который
выражаетъ тоже самое. Обращаясь къ негодующимъ іудеямъ,
Онъ говорилъ: многи едовицы &ѣша во дни Иліины, и пи ко единой
послапъ бисть Иліа, токмо къ вдовицѣ въ Сарептѣ Сидонской

(Лук. іѵ, 2 5 , 26). Но, можетъ быть, у кого-нибудь возникаетъ нѳ-