Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
352 ТВОРВНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ070ТАГ0. съ пророкомъ. Чтобы ты, видя Іудеевъ, изнуряемыхъ голодомъ,
не скорбѣлъ, Онъ показываетъ тѳбѣ ихъ безчеловѣчіе, жестокость
и недостатокъ гостепріимства, потому что они не только не при*
няли пророка, но даже грозили убить его, какъ видно изъ словъ
Божіихъ. Онъ не сказалъ только: удались, но: и скрыйся (2 Цар.
хѵп, 8). Тебѣ, говоритъ Онъ, недостаточно для спасенія одного
бѣгства, но нужно и скрыться съ великою тщательностію, потому
что народъ іудейскій есть народъ, жаждущій крови пророковъ
и привыкшій къ убіенію святыхъ; іудеи всегда обагряли свою
десницу кровію пророковъ. И вотъ почему, когда Богъ высылалъ
его изъ Іудеи, то говоритъ: иди отсюду и скрыйся-, а когда посы¬
лалъ къ вдовицѣ, то говорить: Азъ заповѣдаю ей (8 Цар. хѵп, 9).
Видишь ли, какъ въ то время, когда пророку, нужно было бѣ¬
жать оттуда, Онъ повелѣваетъ сдѣлать это съ великою осторож¬
ностію; а когда нужно было прибѣгнуть сюда, то повелѣваетъ
идти съ великимъ дерзновеніемъ и смѣлостію? 5. И не только это, но и нѣчто другое выразилъ Богъ уда¬
леніемъ пророка къ вдовицѣ. Чтобы впослѣдствіи времени нѣко¬
торые, видя, какъ Христосъ, послѣ многихъ и неизреченныхъ
благодѣяній, оказанныхъ Имъ въ Іудеи, послѣ воскрешенія многихъ
мертвыхъ, послѣ возвращенія зрѣнія слѣпымъ, послѣ очищенія про¬
каженныхъ, послѣ изгнанія бѣсовъ, послѣ дивнаго и спасительнаго
ученія, облагодетельствованными изгоняется, а язычниками, не-
видѣвпшми и неслышавшими ничего такого, почитается, не
стали удивляться, недоумѣвать и считать это дѣломъ невѣроят¬
нымъ,—для того Богъ еще прежде за много лѣтъ примѣромъ ра¬
бовъ своихъ показываетъ намъ неблагодарность іудеевъ и дру¬
желюбіе язычниковъ. Такъ Іосифа тѣ, кому онъ несъ пищу, по¬
кушались даже умертвить, а иноплеменникъ возвелъ на величай¬
шую почесть. Такъ Моисея прогнали облагодѣтельствованные имъ
іудеи, а принялъ иноплеменникъ Іофоръ и оказалъ ему великое
дружелюбіе. Такъ Давида прогналъ Саулъ, послѣ отсѣченія го¬
ловы Голіаѳу, послѣ безчисленныхъ опасностей, угрожавшихъ
царю и городу, отъ которыхъ избавилъ ихъ Давидъ, а принялъ
иноноплеменный царь Анхусъ и оказалъ ему великую честь. 342 Такъ и теперь Илію іудеи прогнали, а вдовица приняла. Итакъ,
когда ты увидишь, что Христа гонятъ іудеи и принимаютъ языч¬
ники, то, вспомнивъ древніе прообразы, не удивляйся истинѣ
этого событія. Такъ и нынѣ ты слышалъ слова Христа, Который
выражаетъ тоже самое. Обращаясь къ негодующимъ іудеямъ,
Онъ говорилъ: многи вдовицы Цѣша во дни Иліины, и ни ко единой
посланъ бысть Иліа, токмо къ вдовицѣ въ Сарептѣ Сидонской
(Лук. іѵ, 25, 26). Но, можетъ быть, у кого-нибудь возникаетъ не-