Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
350 ІВОРК1МЯ ов. ІОАННА UAT070TATO. даръ Божій. Итакъ, былъ голодъ тяжкій и жесточе всякаго голода;
и этотъ голодъ навелъ Илія, призвавъ его, какъ бы какого-ни¬
будь страшнаго слугу, чтобы вразумить подобныхъ ему рабовъ,
оскорбляющихъ Владыку; или—лучше—призвали его грѣхи іудеевъ,
а принесли его уста пророка: живъ Господь Богъ, говорилъ онъ,
аще будетъ дождь, точйо отъ устъ моихъ (8 Цар. хѵн, 1). Итакъ, было невыносимое бѣдствіе. Страшный голосъ про¬
рока не только сдѣлалъ нѣдра земли безплодными, но истощилъ
и самыя струи рѣкъ, и всѣ потоки тогда высохли. Какъ сильная
. и воспалительная горячка, поражая естество тѣла, не только из¬
сушаетъ поверхность его, но,,проникая и въ глубину, жяіетъ са¬
мыя кости, такъ и бывшая тогда засуха не только опалила по¬
верхность земли, но, проникнувъ и въ самыя нѣдра ея, извлекла
изъ нея всю влагу. Что же Богъ говоритъ пророку? Востаии, го¬
воритъ Онъ, и иди съ Сарепту Сидонскую: заповѣдаю мало женѣ
вдовицѣ препитати тя (8 Цар. хѵп, Ѳ). Что это? Въ своемъ оте¬
чествѣ онъ не нашелъ никакого дружелюбія, и Ты посылаешь его
въ чужую страну и притомъ къ женѣ вдовой? Если бы даже она
была достаточною, если бы была богатѣйшею, если бы была же¬
ною самого царя, если бы имѣла сокровищницы, наполненныя мно¬
жествомъ произведеній, то и тогда страхъ голода не сдѣлалъ ли
бы воли ея безплодною больше самой земли? Чтобы пророкъ
не сказалъ этого и не подумалъ, для того Богъ напередъ питалъ
его чрезъ вороновъ, какъ бы такъ внушая ему этими событіями:
если Я устроилъ, что неразумная природа оказала тебѣ госте¬
пріимство, то гораздо болѣе разумная согласится сдѣлать это. 340 8. Вотъ почему вдовица—послѣ вороновъ. И нужно было видѣть, какъ пророкъ дѣлается зависимымъ отъ жены, какъ эта
досягавшая до неба и божественная душа, доблестный и возвы¬
шенный Илія, въ видѣ странника и просителя приходить къ две¬
рямъ вдовицы, и тѣми устами, которыя заключили небо, произно¬
ситъ слова просящихъ: дай мнѣ хлѣба, дай мнѣ воды. Это для
того, чтобы ты зналъ, что нѣтъ ничего столь благопріятнаго, какъ
домъ вдовой рсены, какъ хижина, исполненная бѣдности и чуж¬
дая богатства и золъ, происходящихъ отъ богатства.' Такое мѣсто
свободно отъ шума, исполнено всякаго любомудрія и спокойнѣе
всякой пристани. Такихъ жилищъ особенно ищутъ души святыхъ. Итакъ, пророкъ пошелъ къ вдовицѣ, которая будетъ обли¬
ченіемъ іудейскаго нерасположенія къ страннопріимству, пошелъ
къ вдовицѣ, научая этимъ всѣхъ,# что іудеи справедливо подверг¬
лись наказанію. Богъ, намѣреваясь наказать кого-нибудь, не просто
посылаетъ наказаніе и не довольствуется'опредѣленіемъ Своего
суда, но и предъ людьми оправдываетъ Себя дѣлами, подобно