Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВЮѢДЛ о вдовицахъ, О ВОСПИТАНІИ ДЪТВЙ И О МИЛОСТЫНѢ. 347 16. Итакъ, зная все это, и жены, и мужья, и дѣвы, и замуж¬
нія, и вдовы, будемъ прилагать великое усердіе къ милостынѣ, и
не станемъ говорить, что такой-то пороченъ и недостоинъ благо¬
дѣяній, такой-то ничтоженъ, такой-то прѳзрѣненъ. Ты смотри не на
достоинство нуждающагося въ помощи, а только на нужду. Хотя
бы онъ былъ ничтоженъ, низокъ и презрѣненъ, Христосъ вмѣняетъ
тебѣ это въ награду такъ, какъ бы Онъ самъ чрезъ него полу¬
чалъ благодѣянія. Чтобы мы не взирали на достоинство тѣхъ,
кому оказывается благодѣяніе, послушай, что говоритъ Онъ: взал-
кахся, и даете Ми лети; потомъ, когда тѣ отвѣчали: когда Тя вы¬
дохомъ алчуща и напитахомъ, Онъ продолжаетъ: понеже сотвори-
ете единому сихъ братій моихъ меншихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ,
ххѵ, 35—40). Такимъ образомъ намъ не осталось никакого пред¬
лога. Чтобы мы не говорили: гдѣ теперь найти подобныхъ Иліи,
гдѣ подобныхъ Елисею, дай мнѣ такихъ мужей, и я со всею го¬
товностію приму ихъ и не откажусь омыть ихъ ноги и послужить
имъ всѣми способами, чтобы мы не говорили этого, Онъ самъ—
что гораздо важнѣе —Владыка Иліи и Елисея и всѣхъ пророковъ
обѣщалъ приходить къ намъ чрезъ бѣдныхъ, сказавъ: понеже со¬
твористе единому сихъ меншихъ, Мнѣ сотвористе. Не пробѣгай безъ вниманія этихъ словъ. Выраженіе: алчуща
Мя выдаете, и напитаете, представляетъ четыре побужденія къ
милостынѣ: достоинство просящаго—потому что просящій есть
Владыка; потребность нужды — потому что Онъ алчетъ; легкость
подаянія—потому что Онъ проситъ напитать Его и требуетъ
только хлѣба, а не роскоши, и величіе дара—потому что за эту ма¬
лость Онъ обѣщаетъ царство. Ты безчеловѣченъ, жестокъ и не¬
милостивъ? Постыдись, говоритъ, Онъ, достоинства Того, Кто про¬
сить. Но тебя не пристыжаетъ Его достоинство? Тронься несча¬
стіемъ. Но и нѳсчастіѳ не преклоняетъ тебя на милость? Подай
по легкости прошенія. Но ни достоинство, ни потребность
нужды, ни удобство подаянія не можетъ убѣдить тебя? Подай же
нуждающемуся ради величія обѣщанныхъ за это благъ. Видишь 337
ли четыре причины, которыя могутъ тронуть и самый камень, и
мелочного, и глупца, и безжалостнаго, и самаго медлительнаго
изъ всѣхъ людей? Какое же будетъ прощеніе тѣмъ, которые послѣ
такого увѣщанія и совѣта презираютъ нуждающихся? Скажу къ
этому и еще нѣчто другое: пусть выслушаютъ посвященные въ
тайны. Когда нужно тебя напитать, то Онъ самъ не щадитъ даже
Своей собственной плоти; когда нужно тебя напоить, то Онъ не
щадитъ и не жалѣетъ собственной крови; а ты не удѣляешь ни
хлѣба, ни чаши? Какое ты будешь имѣть прощеніе, беря такія и
столь драгоцѣнныя блага, и щадя свои маловажныя? Смотри,