Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
32 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ДАТ07СТАГ0. численнымъ искушеніямъ, мы имѣемъ нужду въ царствѣ Божіемъ,
да не царствуетъ грѣхъ въ мертвеннѣмъ тѣлѣ нашемъ, во еже по*
слушати его въ похотехъ его, и да не представляемъ уды наши ору¬
жія неправды грѣху, но да представляемъ оружія правды Богови и
воинствуемъ для Бога вѣковъ (Рим. ѵі, 12, 18). Кромѣ того мы
научаемся—не слишкомъ прилѣпляться къ настоящей жизни, но
презирать настоящее и желать будущаго, какъ постояннаго, и ис¬
кать царства небеснаго и вѣчнаго, а здѣшними пріятностями не
увлекаться, ни благообразіемъ тѣлеснымъ, ни обиліемъ богатства,
46 ни множествомъ стяжаній, ни драгоцѣнностію камней, ни велико¬
лѣпіемъ домовъ, ни званіями градоправителей и военачальниковъ,
ни багряницею и діадемою, ни яствами, сластями и всякаго рода
роскошью, ни чѣмъ-нибудь другимъ изъ предметовъ, услаждаю¬
щихъ наши чувства, но, отказавшись отъ всего этого, непрестанно
искать царства Божія. Такимъ образомъ научивъ насъ и этой до¬
бродѣтели, Господь повелѣлъ говорить: да будетъ воля Твоя, яко
на небеси, и на земли. Возбудивъ въ насъ любовь къ будущему и
желаніе царства небеснаго и пронзивъ насъ этимъ желаніемъ,
Онъ заповѣдуетъ говорить: да будетъ воля Твоя, яко на небеси, и
на земли. Дай намъ, Господи,—говоритъ,—подражать жизни небес¬
ной, чтобы и мы желали того, чего желаешь самъ Ты; помоги на¬
шей волѣ ослабѣвающей и хотя желающей исполнять дѣла Твои,
но удерживаемой немощію плоти; простри руку стремящимся идти,
но принуждаемымъ хромать; душа легка, но ее обременяетъ плоть;
та быстро стремится къ небесному, а эта тяготѣетъ къ земному,
но при Твоей помощи и невозможное будетъ возможнымъ, да бу¬
детъ же воля твоя, яко на небеси, и на земли. 5. Такъ какъ Онъ упомянулъ о землѣ, а существамъ, проис¬
шедшимъ изъ нея и живущимъ на ней и облеченнымъ земнымъ
тѣломъ, нужна соотвѣтственная пища, то необходимо Онъ присо¬
вокупилъ: хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь (Матѳ, ѵі, 11)
Онъ повелѣлъ просить хлѣба насущнаго, не для объяденія, а для
питанія, восполняющаго истраченное въ тѣлѣ и отклоняющаго
смерть отъ голода,—не роскошныхъ столовъ, не разнообразныхъ
яствъ, произведеній поваровъ, изобрѣтеній хлѣбопековъ, вкусныхъ
винъ и прочаго, тому подобнаго, что услаждаетъ языкъ, но обре¬
меняетъ желудокъ, помрачаетъ умъ, помогаетъ тѣлу возставать на
душу и дѣлаетъ этого жеребенка непослушнымъ возницѣ. Не
этого просить научаетъ насъ заповѣдь, но хлѣба насущнаго, т. е.
обращающагося въ существо тѣла и могущаго поддержать его.
Притомъ и его заповѣдано намъ проситъ не на великое число
лѣтъ, а столько, сколько нужно намъ на настоящій день. Не пе-
цытеся убо, сказалъ Господь, на утрей (Матѳ, ѵі, 84). И для чего