Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
346 ТВ0РЖН1Я СВ. ІОАННА 8ЛАТО70ТАГ0. дешь снисходить къ нищимъ и ничтожнымъ: не только люди, но
и ангелы и Владыка ангеловъ; и не только Онъ хвалить, будетъ но и
отплатитъ двойными дарами. Не только за милостыню, но и
за смиренномудріе Онъ приготовитъ тебѣ многія награды. Не бу¬
демъ же стыдиться служенія бѣднымъ, ни отказываться—омывать
ноги странниковъ; наши руки освящаются такимъ служеніемъ; и
если ты прострешь ихъ на молитву послѣ этого служенія, то Богъ,
видя ихъ, скорѣе умилостивится и подастъ просимое. Подавать деньги
могутъ многіе; а чтобы самому служить нуждающимся и дѣлать
• это съ готовностію, любовію и братскою расположенностію, —
для того нужна душа высокія, великая и любомудрая. Этого
больше всего и требуетъ Павелъ, повелѣвая сострадать нахо¬
дящимся въ скорби, бѣдности и несчастныхъ обстоятель¬
ствахъ—такъ какъ бы мы сами находились въ тѣхъ же не¬
счастіяхъ. Поминайте юзники, говоритъ онъ, аки съ ними связани
(Евр. хш, 8). Поэтому и здѣсь онъ не остановился только на
этомъ, но прибавилъ и еще другое: аще скорбныхъ снабдѣ, аще
всякому дѣлу благу послѣдовала есть (1 Тим. г, 10). Что значитъ
аще всякому дѣлу благу послѣдовала есть? Значитъ и въ тем¬
ницу ходить, и узниковъ посѣщать, и больныхъ навѣщать, и скор¬
бящихъ ободрять, и плачущихъ утѣшать, и всѣми способами ис¬
полнять все посильное н не отказываться рѣшительно ни отъ чего
относящагося къ спасенію и успокоенію нашихъ братій. Если же
отъ вдовой жены онъ требуетъ такихъ правыхъ дѣлъ, то какой
защиты можемъ удостоиться мы—мужи, не дѣлая того, чтб Павелъ
заповѣдалъ дѣлать вдовымъ женамъ? Но, можетъ быть, кто-ни¬
будь скажетъ: какъ онъ требуетъ отъ вдовой жены такой тщатель¬
ности, когда онъ, бесѣдуя о дѣвствѣ, не сказалъ ничего такого?
Отъ дѣвъ онъ требовалъ еще большаго любомудрія. Когда онъ
ззс говорить: раздѣлися жена и дѣва, и еще: не посягшая печется о го¬
споднихъ, како угодити Господеви, и еще: сіе же глаголѣ к» благооб¬
разію и благоприступанію Господеви безмолвну (1 Кор. ѵп, 83—86),—
то намекаетъ этими словами не на что иное, какъ на то, что дѣва,
однажды отрѣшившись отъ всѣхъ житейскихъ дѣлъ, должна отдать
всецѣло душу свою Богу, не имѣть ничего общаго съ землею
и не заниматься то тѣмъ, то другимъ, но, всецѣло отказавшись отъ
этого, тратить весь досугъ на дѣла духовныя. И притча о десяти
дѣвахъ дѣлаетъ очевиднымъ намъ тоже самое. Зато онѣ и были
исключены изъ брачнаго чертога, что не имѣли елея; а елей есть
не что иное, какъ человѣколюбіе; и милостыня, и благорасполо¬
женіе, и прѳдстательство за терпящихъ несправедливость, и утѣ¬
шеніе плачущихъ; этого онѣ не имѣли, потому отошли, и лиши¬
лись брачнаго чертога (Матѳ. ххѵ).