Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
342

ТВОРВШЯ ОВ. ЮАННА 8ЛАТОУСТАГО.

Скончался мужъ — трать все усердіе къ нѳму на странниковъ. Α что,
скажетъ кто-шібудь, осли она бѣдна? Но она нѳ бѣднѣѳ той вдовы,
которая, іімѣя немного муки и чванецъ елея, приняла великагоπροрока Илію (8 Цар. хѵп, 12). И тамъ были дѣти; но ни недостатокъ состоянія, ни сила голода, ни ожидаемая смерть, ни забота ο дѣтяхъ, ни вдовство, іі шічто другое не стало препятствіемъ для
страннопріимной жѳнщігаы.
12. Такъ вездѣ изыскивается не мѣра пмущества, но мѣра
душевнаго расположенія. Великодушный и богатый душѳвнымъ
расположеніемъ, хотя бы онъ былъ бѣднѣе всѣхъ людей деньгами, можетъ всѣхъ превзойти и страннолюбіемъ, и милостынею и
остальнымъ всякимъ благорасположеніемъ; а мѳлочный и бѣдный душевнымъ расположеніемъ и пресмыкающійся по землѣ, хотя бы онъ
былъ достаточнѣе всѣхъ, бываетъ бѣднѣе и недостаточнѣе всѣхъ;
поэтому онъ и медлитъ и уклоняется отъ всѳго такого. Какъ бѣдпому бѣдность не можѳтъ быть препятствіѳмъ къ милостынѣ по
причипѣ его душевнаго богатства, такъ богатому достатокъ нисколько пе можетъ содѣйствовать благорасположенію по прпчинѣ
его душевной бѣдности. Примѣры этого бли8ко: вдова и съ небольшимъ количѳствомъ муки приняла пророка, а Ахавъ, стяясавъ такое богатство, домогался еще и чужого (8 Цар. хѵі, 83).
Такъ не богатство денѳжпоѳ, но богатство душевноѳ доставляетъ
намъ удобство къ мплостынѣ; и та вдова двуня только лѳптами
превзошла множество богачей и бѣдность не стала ей препятствіемъ (Лук. ххі, 2, 4). Напротивъ ѳта самая бѣдность я сдѣлала
мцлостышо ся большею, какъ и Павелъ говоритъ: яже во глубинѣ
нищета иосъ избыточествова въ богатство простоты иосъ (2 Кор.

ѵш, 2). Вѣдь нѳ на то нуяшо смотрѣть, что она бросила двѣ
лепты, по что она, имѣя только ихъ, не пощадила себя и внесла
все своѳ состояніе, — за это ѳй нуяодо удивляться и вѣнчать.
Итакъ, намъ нужно не изобиліе, а готовность, когда ны принимаемъ странниковъ. Какъ при этой готовности не можетъ быть
ншсакого вреда отъ бѣдности, такъ при отсутствіи ея не можѳтъ
быть никакой пользы отъ достатка. Что говоришь ты? Вдова заботится ο дѣтяхъ и потому не можетъ служить странникамъ? Но
нотому самому она удобнѣѳ будѳтъ дѣлать ѳто, имѣя общниками
служенія сыновѳй своихъ, которыя будутъ помогать ей и раздѣлять съ нею зту прѳкрасную дѣятельность. Такимъ образомъ множество дѣтей будѳтъ не прѳпятствіемъ, но пособіемъ страннопріимства, и множѳство рукъ доставитъ ѳтому сдуженію ішогоѳ
удобство. Нѳ говори мнѣ ο нногоцѣнной трапѳаѣ; если она прииѳтъ странника въ домъ свой, если прѳдложитъ имѣющеѳся у ней,
если окажѳтъ многоѳ благорасполоясѳніѳ, то готовъ всякій плодъ