Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БВОѢДА Ο ВДОВЕЦАХЪ, Ο ВОСПИТАНШ ДѢТВЙ Я Ο МЖЛОСТЫНѢ.

341

и ниэвратидось все, и которыхъ не воспитываютъ родители, восшггываютъ внѣпшіе законы.
11. Нѳужѳли ты нѳ постыдишься и нѳ покраснѣешь, скажи
мнѣ, когда сына твоѳго будѳтъ наказывать и вразумлять судія,
когда будетъ нуждаться во внѣпшемъ исправленіи тотъ,
кто сначала жилъ вмѣстѣ съ тобою столько времени? Ты нѳ будешь скрываться и прятаться? Какъ осмѣливаешься, скаяси ішѣ,
называться ещѳ отцемъ, предавъ такимъ образомъ сына, нѳ сдѣлавъ ѳму нѳобходимаго побуждѳнія, но оставивъ бѳзъ вниманія
растлѣніѳ его всякинъ зломъ? Бсли ты увидишь какого-нибудь
бѣглаго раба бьющимъ палкою твое дитя, то досадуѳшь и гнѣваѳшься и нѳгодуѳшь, ясѳстчѳ звѣря, приступивъ къ лицу ударившаго, а видя, какъ діаволъ каждый дѳнь бьетъ его, дѳмоны
вводятъ въ грѣхи, ты спишь, и не досадуешь, дажѳ нѳ выхватываѳшь своего сына отъ жѳсточайшаго звѣря? Опять, если онъ
будетъ подъ дѣйствіѳмъ демона, ты бѣжишь ко всѣмъ святымъ
и обремѳняѳшь живущихъ на вершинахъ горъ—избавить ѳго отъ
этого бѣснованія; а ѳсли грѣхъ, который жѳстче всякаго дѳмона,
непрестанно обременяетъ ѳго, ты ничего не дѣлаешь?
Мѳжду тѣмъ обрѳменѳніѳ деиономъ нисколько нѳ жѳстко, потону что демонъ совершѳнно не можетъ ввѳргнуть въ геѳнну, но,
если мы бодрствуемъ, то это искушеніѳ принесетъ намъ блѳстящіе и славныѳ вѣнцы, когда мы будемъ съ благодарностію пѳреносить такіянападѳнія; а кто живетъ во грѣхѣ, не имѣетъ срѳдствъ
спастись когда-нибудь, но нѳобходимо и здѣсь подвѳргаѳтся безчѳстію, и по отшествіи туда опять безконѳчно наказываѳтся. И
однако, зная ѳто, мы для очень ненногаго прилагаѳмъ стараніѳ,
а для весьма великаго не желаеігь дажѳ подняться: видя бѣснующагося рыдаемъ, а видя согрѣшающаго даже не чувствуемъ,
мѳжду тѣнъ какъ должно убиваться и горько плакать, а лучше—
не плакатъ только, но и удѳрживать, обуздывать, совѣтовать, увѣщевать, устрашать, укорять, прогонять эту болѣзвь всякимъ способоісъ врачеванія и подражать той вдовѣ, ο которой говоритъ
Павелъ: аще чада воспитала есть (1 Тим. ѵ, 10), потомучтонѳ къ

ней только, но и ко всѣмъ вообще онъ простираетъ это слово и
всѣхъ увѣщѳваѳтъ такъ: воепитовайте чада въ накааапт Господни

(Бфес. ѵі, 4 ) . Это—пѳрвое и величайшеѳ изъ благъ; его онъ
прѳждѳ всего требовалъ и отъ вдовы; а затѣмъ говоритъ: аще
етранныя пріять. Что говоршпь ты, скажи мнѣ? Отъ жены вдовой ты трвбуешь страннопріимства? Не довольно ли для ней воспитывать дѣтѳй? Нѣтъ, говоритъ, но должно присоединить и это;
выѣетѣ съ управдѳніѳмъ своими домапшими, нужно имѣть προмышденіе и ο чужихъ и открывать свой домъ для странниковъ.