Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
342 ТВОРКШЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. Скончался мужъ — трать все усердіе къ нему на странниковъ. А что,
скажетъ кто-нибудь, если она бѣдна? Но она не бѣднѣе той вдовы,
которая, имѣя немного муки и чванецъ елея, приняла великаго про¬
рока Илію (8 Цар. хѵп, 12). И тамъ были дѣти; но ни недостатокъ со¬
стоянія, ни сила голода, ни ожидаемая смерть, ни забота о дѣ-
332 тяхъ, ни вдовство, и ничто другое нс стало препятствіемъ для
страннопріимной женщины. 12. Такъ вездѣ изыскивается не мѣра имущества, но мѣра
душевнаго расположенія. Великодушный и богатый душевнымъ
расположеніемъ, хотя бы онъ былъ бѣднѣе всѣхъ людей день¬
гами, можетъ всѣхъ превзойти и страннолюбіемъ, и милостынею и
остальнымъ всякимъ благорасположеніемъ; а мелочный и бѣдный ду¬
шевнымъ расположеніемъ и пресмыкающійся по землѣ, хотя бы онъ
былъ достаточнѣе всѣхъ, бываетъ бѣднѣе и недостаточнѣе всѣхъ;
поэтому онъ и медлитъ и уклоняется отъ всего такого. Какъ бѣд¬
ному бѣдность не можетъ быть препятствіемъ къ милостынѣ по
причинѣ его душевнаго богатства, такъ богатому достатокъ ни¬
сколько пе можетъ содѣйствовать благорасположенію по причинѣ
его душевной бѣдности. Примѣры этого близко: вдова и съ не¬
большимъ количествомъ муки приняла пророка, а Ахавъ, стя¬
жавъ такое богатство, домогался еще и чужого (8 Цар. хѵі, 88).
Такъ не богатство денежпое, но богатство душевное доставляетъ
намъ удобство къ милостынѣ; и та вдова двумя только лептами
превзошла множество богачей и бѣдность не стала ей препят¬
ствіемъ (Лук. ххі, 2, 4). Напротивъ эта самая бѣдность и сдѣлала
мцлостыню ея бблыпею, какъ и Павелъ говоритъ: яже во глубинѣ
нищета ихъ избыточествова въ богатство простоты ихъ (2 Кор.
ѵш, 2). Вѣдь не на то нужно смотрѣть, что она бросила двѣ
лепты, по что она, имѣя только ихъ, не пощадила себя и внесла
все свое состояніе, — за это ей нужно удивляться и вѣнчать.
Итакъ, намъ нужно не изобиліе, а готовность, когда мы прини¬
маемъ странниковъ. Какъ при этой готовности не можетъ быть
никакого вреда отъ бѣдности, такъ при отсутствіи ея не можетъ
быть никакой пользы отъ достатка. Чтб говоришь ты? Вдова за¬
ботится о дѣтяхъ и потому не можетъ служить странникамъ? Но
потому самому она удобнѣе будетъ дѣлать это, имѣя общниками
служенія сыновей своихъ, которыя будутъ помогать ей и раздѣ¬
лять съ нею эту прекрасную дѣятельность. Такимъ образомъ мно¬
жество . дѣтей будетъ не препятствіемъ, но пособіемъ странно-
пріимства, и множество рукъ доставитъ этому служенію многое
удобство. Не говори мнѣ о многоцѣнной трапезѣ; если она при¬
метъ странника въ домъ свой, если предложитъ имѣющееся у ней,
если окажетъ многое благорасположеніе, то готовъ всякій плодъ