Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
340 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. нѣть благочестія, тогда и имѣющіяся деньги гибнутъ съ опасно¬
стями и крайнимъ стыдомъ; а когда оно есть, тогда и неимѣю¬
щееся прибываетъ. Если ты прекрасно возрастишь сына своего,
то и онъ — своего собственнаго сына, а этотъ—своего сына; и
какъ бы нѣкоторая лента и рядъ лучшей жизни все пойдетъ впе¬
редъ, получивъ начало и корень отъ тебя и принося тѳбѣ плоды
попеченія о потомкахъ. Если бы отцы тщательно воспитывали
своихъ собственныхъ дѣтей, то не нужно было.бы ни законовъ,
ни судилищъ, ни мщеній и наказаній и публичныхъ убійствъ:
праведнику, говоритъ апостолъ, законъ не лежитъ (1 Тим. 1, 9).
Но такъ какъ мы не заботимся о нихъ, то и подвергаемъ ихъ
бблыпѳму злу, и предаемъ въ руки палачей, и постоянно толкаемъ
въ пропасть; угоасдаяй сыну своему, обяжетъ струны его, говоритъ
Премудрый (Сирах. ххх, 7). Что значитъ: угоасдаяй? Милующій,
льстящій, услуживающій чрезъ мѣру. А онъ имѣетъ нужду въ
строгости, попеченіи и угрозахъ. Говорю это не съ тѣмъ, чтобы
мы были слишкомъ жесткими къ дѣтямъ, но чтобы мы не
являлись имъ презрѣнными. Если жена должна бояться мужа,
то гораздо болѣе сынъ — отца. Не говори мнѣ, что невоз¬
можно превзойти юность. Если Павелъ требуетъ этого промышле-
вія отъ жены вдовой, то гораздо больше—отъ мужей; если бы
это было невозможно, то онъ и не повелѣвалъ бы. Но вся пороч¬
ность происходитъ отъ нашего легкомыслія, отъ того, что мы не
сначала и не съ перваго возраста руководимъ дѣтей къ бла¬
гочестію. О томъ, чтобы они получили внѣшнее воспитаніе и по¬
ступили въ военную службу, мы стараемся, бросаемъ деньги, про¬
симъ друзей и много ходимъ туда и сюда; а о томъ, чтобы они
были въ уваженіи у Царя ангеловъ, не обращаемъ на это ника¬
кого вниманія. На зрѣлища ходить мы постоянно позволяемъ имъ,
а въ церковь — не принуждаемъ никогда; если же однажды или
дважды дитя побудетъ, то бываетъ тамъ безцѣльно, тщетно, на¬
прасно и для забавы. Не такъ должно быть; но какъ посылая въ
училище мы требуемъ отъ нихъ отчета въ наукахъ, такъ и въ
церковь посылая, а еще болѣе ведя. Не другимъ ввѣрять ихъ,
но самимъ съ ними нужно бы входить сюда, и должно было бы
требовать, чтобы они помнили слышанное и преподаваемое здѣсь.
Нъ такомъ случаѣ, въ такомъ для насъ было бы легко и пріятно
исправленіе дѣтей; если бы и дома они постоянно слышали отъ
насъ бесѣды о любомудріи и совѣты имъ о должномъ, и здѣшнее
присоединилось бы у нихъ къ тому, то скоро бы они показали
намъ благородный плодъ этихъ прекрасныхъ сѣмянъ. Но мы не
дѣлаемъ ничего такого, но у насъ необходимое—побочныя дѣла;
ззі и если кто станетъ увѣщевать къ этому, тотчасъ смѣхъ; посему