Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
334

ТВОРВШЯ ОВ. ΙΟΑΚΚ1 8JUTO70T1TO.

другъ друга, точію по согласію до времени, да пребываете въ постѣ и
молитвѣ, и паки екупѣ собирайтеся,—онъ для того, чтобы ты нѳ

подумалъ, что это дѣло—законъ, приводитъ и причину, послѣ говоря такъ: да не искушаетъ васъ сатапа: еіе же глаголю по совѣту,
α не по повелѣнію, по невоздержапгю вашему (1 Кор. ѵп, 5, β). Та-

325 кимъ образомъ, какъ тамъ говорится это нѳ всѣмъ, но болѣѳ нѳвоздержнымъ изъ людей и лѳгкоуловляеішмъ, такъ и здѣсь тѣмъ
изъ жешцинъ, которыя удобопрѳклонны и не могутъ сносить
со тщатѳдьностію жизнь вдовства, — этихъ онъ уговариваетъ и
совѣтуетъ вступать во второй бракъ. Вдовство — дѣло двоякое.
Въ чѳмъ же оно двоякоѳ? Ояо есть оказаніѳ добрыхъ дѣлъ и
прѳимущѳство величайшей чѳсти. Какъ начальство есть двоякое
дѣло, имѣетъ и дѣла и достоинство: достоинство начальства есть
могущество, служеніе отъ народа и самое начальствованіе; а дѣла
начальства—помогать терпящимъ дѳсправедлнвость, прѳпятствовать несправедливымъ, управлять городами, проводить ночи въ
думахъ объ обществѳнныхъ дѣлахъ, и нногое другоѳ,—такъ и
вдовство имѣетъ и достоинство и дѣло: достоинство есть самое
состояніѳ вдовства, величайшѳе, какъ мы показали впѳрѳди; а
дѣло—нѳ вступать вторично въ замужѳство, но довольствоваться
первымъ мужѳиъ, восшггывать дѣтей, принимать странниковъ,
умывать ноги святыхъ, довольствовать скорбныхъ, отдаваться всякому доброму дѣлу. Итакъ Павелъ, бесѣдуя объ этомъ, всѣ дѣла
вдовы предоставляетъ совѳршать ей самой, авъ достоинствовдовы,
въ ликъ и рядъ вдовъ нѳ предоставляетъ ей войти, пока она не
достигнетъ шестидесятаго года, и онъ едва не говоритъ такъ:
пусть она совершаетъ дѣла вдовы, а чести этой удостоивается
тогда, когда, оказавъ все, будетъ имѣть безопасность и по времени,
и доказательство отъ дѣлъ, и свидѣтельство отвнѣ. Никто пусть
не думаетъ, будто эти слова пригодны только женамъ; нѣтъ, они
полезны и мужьямъ, чтобы и они любили и скончавпшхся женъ
своиіъ, и не заставляли дѣтей жить вмѣстѣ съ львицавш, приводя инъ мачихъ и ниспровѳргая всю свою безопаспость.
5. Впрочемъ, говоря это, мы нѳ законополагаемъ отвращаться
отъ второго брака, но увѣщѳваемъ и совѣтуѳмъ благоразумно довольствоваться первымъ. Иноѳ дѣло—увѣщевать и совѣтовать, а
иное— законополагать. Кто увѣщеваетъ и совѣтуѳтъ, тотъ предоставляетъ слушателю быть господиномъ въ избраніи совѣтовъ; а
кто законополагаетъ, тотъ отнимаетъ эту возмояшость. Такъ π
церковь не законополагаетъ того/а только увѣщеваетъ; и Павелъ
предоставилъ второй бракъ, сказавъ такъ: жена привязана есть
закопомъ въ елико время эюиветъ мужъ ея: аще же умретъ мужь
ея, свободна есть за пего же хощетъ посягнути, точію ο Господѣ:
у