Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА о вдовицахъ, О ВОСПИТАНІИ ДѢТЕЙ И О МИЛОСТЫНѢ. 333 жить во вдовствѣ, мы будемъ принуждать ихъ вступать во вто¬
рой бракъ? И какъ это достойно апостольской мысли? Что же
значатъ слова его? Выслушайте со тщательностію, возлюбленные,
самый признакъ этого изреченія. Онъ не сказалъ: вдовица да бу¬
детъ не менши лѣтъ шестидесяти, но: вдовица да причитается',
также не сказалъ: юныя вдовицы да не причитаются, но: юныхъ
же вдовицъ отрицайся, говоритъ онъ Тимоѳею (1 'І'им. ѵ, 11). Такъ
какъ многіе изъ людей склонны къ злословію и изощрили языки
свои противъ предстоятелей церкви, то онъ, желая избавить на¬
чальника отъ обвиненій, предписываетъ такіе законы и говоритъ:
ты не принимай, ты не избирай. Если она сама собою и добро¬
вольно пожелаетъ избрать это, пусть дѣлаетъ; но ты пока не
принимай ея, чтобы не сказали, что молодую вдову, которая же¬
лала вступить въ бракъ и управлять домомъ, такой-то принудилъ,
и вслѣдствіе этого она пала и споткнулась. Ты не избирай ея,
чтобы, если она падетъ, тебѣ быть свободнымъ отъ обвиненій; а
если не падетъ, то съ большею безопасностію избрать ее въ при¬
личное время. Когда же онъ говоритъ: хощу юнымъ вдовицамъ пося-
гати чада рождати(1 Тим. ѵ, 14), то послушай, о какихъ онъ го¬
воритъ юныхъ,—о тЬхъ, которыя, послѣ кичливости ко Христу,
желаютъ вступить въ замужество, болтливы, суетны, обходятъ
дома, говорятъ недолжное, совратились въ слѣдъ сатаны. Сказавъ
просто: хощу юнымъ посягати, онъ не замолчалъ, но говоритъ и
то, какихъ онъ разумѣетъ юныхъ, и приводитъ ихъ паденія.
Какія паденія? Егда разсвирѣпѣютъ, говоритъ, противу Христа,
посягати хотятъ, и праздны учатся обходити домы, и любопытны,
глаголющыя яже не подобаетъ, и развратишася. Въ слѣдъ кого?
Въ слѣдъ сатаны (1 Тим. ѵ, и—15). Такимъ образомъ, если какія
послѣ того, какъ избрали вдовство и приняли на себя все без¬
честіе этого состоянія, потомъ опять желаютъ вступить въ заму¬
жество, то лучше имъ приступить къ этому прежде, нежели онѣ
приняты и безъ попранія договоровъ со Христомъ; а которая не
такова, для той онъ не предлагаетъ необходимости второго
брака. 4. А что это справедливо, видно изъ слѣдующаго. Если бы
для всѣхъ женщинъ онъ поставилъ закономъ вступать въ су¬
пружество и господствовать надъ домомъ, то излишне онъ тре¬
бовалъ бы, аще чада воспитала есть, аще святыхъ позѣ умы, аще
скорбныхъ снабдѣ, аще всякому дѣлу благу послѣдовала есть; излишне
говорилъ бы и это: бывши единому мужу жена (1 Тим. ѵ, 9.10). Если
ты повелѣваешь всѣмъ юнымъ вступать въ замужество, то какъ
можетъ кто-нибудь быть женою одного мужа? Такимъ образомъ
слова его относятся къ тѣмъ (невоздержнымъ). Такъ поступаетъ
онъ я касательно брачпаго сожитія. Сказавъ: не лишайте себе