Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БѢСѢДА ПРОТИВЪ ТѢХЪ, КОТОРЫЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮТЪ АПОСТ. ИЗГЕЧКНІКМЪ.

329

сегодня притчею. Подошла ко Христу хананеянка, умоляя Бго ο
своей бѣсноватой дочери, и взывая съ вѳликою силою, говорила:
помилуй мя Господи: дщи моя злѣ бѣспуется (Матѳ. хѵ, 22). ВоЬъ—
женщина иноплемѳнная, иноземная и нѳ принадлеямоцая къ іудейскому гражданству. Что она иное, какъ не песъ, и не быда
ли недостойна получить просимое? Нѣсть добро, сказалъ Господь,
отъяти хлѣба чадомъ, и поврещи пеомъ (ст. 26). Однако и она сдѣлалась достойною посредствоМъ яѳотступности; и ѳѳ, бывшую
псомъ, онъ нѳ только возвелъ въ благородство дѣтѳй, но и отпустилъ со многими похвалами, сказавъ: о, жено, велія вѣра твоя:
буди тебѣ якоже хощши (ст. 28). Когда же Христосъ говоритъ:
велія вѣра,—то не ищи никакого другого доказательства вѳличія
души этой женщины. Видѣлъ ли, какь жешцина недостойная
сдѣлалась достойною посрѳдствомъ нѳотступности? Желаешь ли
знать и то, что мы болѣе склоняѳмъ Его, призывая сами собою,
нежели чрезъ другихъ? Когда она взывала, то учѳники подошѳдпга говорятъ; отпусти ю, яко вопіетъ въ слѣдъ насъ. Христосъ
же говоритъ имъ: нѣсмь посланъ, токмо ко овцамъ погибшимъ дому
Иераилева. Α когда она сама подошла, продолжая взывать, и сказала: ей, Господги ибо и пси ядятъ отъ крупицъ, падающихъ отъ
трапезы господей сбоихъ,—то Онъ даровалъ ей благодать, сказавъ:
буди тебѣ якоже хощеши (Мате. хѵ, 2 3 — 2 8 ) . Видѣлъ ли, какъ Онъ,
когда ученики просили, отказалъ, а когда она сама просила дара,
взывая, то склонился на просьбу? Имъ Онъ говоритъ: пѣемь посланъ, токмо ко овцамъ погибшимъ дому Исраимва; а ей сказалъ:
велія ѳѣра твоя: оуди тебѣ якоже хщеши. Также прежде, въ яачалѣ прошѳвія, Онъ ничего не отвѣчалъ; & послѣ того, какъ опа
однажды, и дваясды, и триясды приступила, Онъ даровалъ благодать, убѣждая насъ этимъ окончаніемъ, что Онъ отсрочивалъ подаяніе не для того, чтобы оттолкнуть ее, но чтобы показать всѣмъ
намъ терпѣніе женщины. Если бы Онъ отсрочивалъ для того»
чтобы оттолкнуть ее, то не далъ бы и въ концѣ; а такъ какъ Онъ
желалъ показать всѣмъ ея любомудріѳ, то Онъ и молчалъ. Если бы
Онъ далъ тотчасъ и въ самомъ началѣ, то мы нѳ узнали бы мужѳства атой жешцины. Отпусти w, говорятъ учѳники, яко вопіетъ еъ слѣдъ .насъ. Что жѳ Христосъ? Вы слышитѳ голосъ, говоритъ Онъ, а Я вижу ея мысли. Я знаю, что она имѣетъ говорить; Я не желаю оставить незамѣтнымъ сокрытое въ ѳя мысляхъ
сокровшце, но ожидаю и молчу, чтобы открытьѳго,првдставить и
сдѣдать явнымъ для всѣхъ.
18. Итакъ, научившись всему зтому, хотя бы мы были въ
грѣхахъ и нѳдостойны получѳнія (благъ), не будемъ сомнѣваться,
узнавъ, что посредствомъ неотстуішости души мы будемъ въ
9