Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ББСѢДА ПРОТИВЪ ТЬХЪ, КОТОРЫК ЗЛОУПОТРЕКЛЯЮТЪ АПОСТ. ИЗРМЧЕНІВМЪ.

327

ѳресянъ, такъ какъ проповѣдавшіѳ тогда проповѣдывали не растлѣнное учѳніе, но вѣру здравую и правую. Если бы они проповѣдывали растлѣнное и учили другому, рядомъ съ Павломъ, то нѳ
могли бы достигнуть того, чѳго желали. Α чего они желали? Того,
чтобы по возрастаніи вѣры и по умноженіи Павловыхъ учениковъ
побудить Нѳрона къ болыпей войнѣ. Но ѳсли бы они проповѣдывали иноѳ учѳніѳ, то не унножили бы Павловыхъ учениковъ; не
умноживъ же ихъ, не раздражили бы тирана. Итакъ, Павѳлъ нѳ
то говоритъ, будто они вводили растлѣнное учѳніе, а то, что причіша, по которой они проповѣдывали, была растлѣнною, такъ
какъ иное дѣло сказать ο винѣ проповѣди, и иноѳ ο саной προповѣди, что она яе здравая. Проповѣдь бываетъ нѳздравою тогда,
когда ученіе исполнено заблужденія; а вина будетъ нѳздравою
тогда, вогда хотя проповѣдь и здравая, но проповѣдуюіціе проповѣдуютъ не для Бога, но или по враждѣ, или для угожденія
другимъ.
10. Итакъ, нѳ то говорить онъ, будто они вводили ерѳси, но
по неправому прѳдлогу, а не по благочестію проповѣдывали то,
что проповѣдывали. Они дѣлали это нѳ для распространѳнія Евангелія, но для того, чтобы возбудить войну противъ него и подвѳргнуть его большей опасности; за это онъ и обвиняетъ ихъ. И
посмотри, какъ точно онъ выразилъ это. Мняще, говоритъ, пеналь
нанести узамъ моимъ (Фил. 1, 16). Нѳ сказалъ: нанося, но мнягце
нанести, т. ѳ., думая; показываѳтъ, что хотя они и думаютъ такъ,
но онт самъ находится не въ такомъ состояніи, а напротивъ радуѳтся распространенію проповѣди. Поэтому и присовокупилъ:
и ο семъ радуюся но и ѳоэрадуюся (Фил. ι, 18). Если бы ихъ ученіо
заключало въ себѣ заблуждѳнія, и они вводили ѳрѳси, то Павѳлъ
не могь бы радоваться; но такъ какъ ученіе ихъ было здравое и
подлинное, то онъ и говоритъ: радуюся и возрадуюся. Α что, ослп
они, дѣлая ѳто по враждѣ, губятъ санихъ сѳбя? Но оніі дажѳ невольно возращаютъ мое дѣло. Видѣлъ ли какова сида Павла, какъ
онъ не уловляѳтся никакими ухищрѳніяни діавола? I I не только
не уловляется, по и этими саныни берѳтъ его въ руки. Подлинно
вѳлика нпзость діавола и порочность служитѳлей его: подъ видонъ одинаковаго образа мыслѳй они желали иогасіпъ проповѣдь.
Но запинаяй премудримъ въ коваретвѣ ихъ (1 Кор. ш, 10) не допусшлъ тогда быть этому. Выражая это самоѳ, Павѳлъ говоріггъ:
α еже пре&ыти во плоти, пужнѣйше есть васъ ради. И сіе извѣстнѣ
вѣмъ, яко и спребуду вамъ всѣмъ (Фил. і, 2 4 , 25). Они домогаются
лишить меня настоящей жизни, и для этого предпринимають
все; но Богъ нѳ допускаѳтъ этого для васъ,
11. Помните жѳ всѳ зто тщатѳльно, чтобы вы со всею мудроу