Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
32fi творенія СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. стію могли исправлять тѣхъ, которые пользуются Писаніями и
необдуманно, какъ случится, и на погибель ближнихъ. А мы бу-
зі« демъ въ состояніи и помнить сказанное, и исправлять другихъ
тогда, когда постоянно будемъ прибѣгать къ молитвѣ и призы¬
вать Бога, подающаго слово премудрости, чтобы Онъ далъ и ра¬
зумѣніе слышаннаго и сохраненіе этого духовнаго залога точное
и неодолимое. Часто, чего мы не въ силахъ совершить собствен¬
нымъ стараніемъ, легко можемъ исполнить посредствомъ молитвъ,—
молитвъ постоянныхъ. Подлинно, нужно молиться всегда и не¬
престанно, въ скорби, и въ спокойствіи, и въ бѣдствіяхъ, и въ
благахъ: въ спокойствіи и многихъ благахъ о томъ, чтобы они
оставались неподвижными и неизмѣнными и никогда не пре¬
кращались; а въ скорби и во многихъ бѣдствіяхъ о томъ, чтобы
увидѣть какую-нибудь полезную перемѣну, и чтобы они смѣни¬
лись въ тишину утѣшенія. Въ тишинѣ ты? Тогда проси Бога, чтобы
эта тишина оставалась у тебя твердою. Наступившую бурю ты
увидѣлъ? Напряженно проси Бога—пронести это волненіе и вод¬
ворить послѣ бури тишину. Услышанъ ты? Благодари за то, что
ты услышанъ. Не услышанъ? Имѣй терпѣніе, чтобы ты былъ
услышанъ, потому что хотя Богъ, иногда и отсрочиваетъ подаяніе,
но дѣлаетъ это не по ненависти и отвращенію, а желая медлен¬
ностію подаянія постоянно удерживать тебя при Себѣ, какъ по¬
ступаютъ и нѣжные отцы, которые отсрочкою подаянія мудро
устраиваютъ постоянное пребываніе при себѣ нерадйвѣйпшхъ
дѣтей. У тебя нѣтъ нужды въ посредникахъ къ Богу, ни во мно¬
гомъ обращеніи и въ лести другимъ; но, хотя бы ты былъ оди¬
нокимъ и безъ предстателя, ты самъ собою, призвавъ Бога, устро¬
ишь все вполнѣ. Онъ обыкновенно склоняется не столько тогда,
когда другіе призываютъ Его за насъ, сколько тогда, когда мы
сами просимъ, хотя бы мы исполнены были множествомъ золъ.
Если между людьми, когда мы много оскорбимъ кого-нибудь, но
и утромъ, и въ полдень, и вечеромъ будемъ являться къ опеча¬
леннымъ нами, неотступностію и постояннымъ присутствіемъ въ
глазахъ ихъ легко прекращаемъ ихъ вражду, то тѣмъ болѣе это
можетъ быть въ отношеніи къ Богу. 12. Но ты недостоинъ? Сдѣлайся достойнымъ посредствомъ
неотступности. А что дѣйствительно и недостойный можетъ сдѣ¬
латься достойнымъ посредствомъ неотступности, что Богъ скорѣе
склоняется тогда, когда мы сами призываемъ Его, нежели коГда
чрезъ другихъ, и что часто Онъ отсрочиваетъ подаяніе не для
того, чтобы привести насъ въ затрудненіе и отпустить съ пус¬
тыми руками, а чтобы сдѣлаться Виновникомъ большихъ для насъ
благъ,— эти три истины я попытаюсь объяснить вамъ читанною