Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА ПРОТИВЪ ТѢХЪ, КОТОРЫЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮТЪ А ПОСТ. ИЗРЕЧЕНІЕМЪ. 327 ересямъ, такъ какъ проповѣдавшіе тогда проповѣдовали не ра¬
стлѣнное ученіе, но вѣру здравую и правую. Если бы они проповѣ¬
довали растлѣнное и учили другому, рядомъ съ Павломъ, то не
могли бы достигнуть того, чего желали. А чего они желали? Того,
чтобы по возрастаніи вѣры и по умноженіи Павловыхъ учениковъ
побудить Нерона къ большей войнѣ. Но если бы они проповѣдо¬
вали иное ученіе, то не умножили бы Павловыхъ учениковъ; не
умноживъ же ихъ, не раздражили бы тирана. Итакъ, Павелъ не
то говорить, будто они вводили растлѣнное ученіе, а то, что при¬
чина, по которой они проповѣдовали, была растлѣнною, такъ
какъ иное дѣло сказать о винѣ проповѣди, и иное о самой про¬
повѣди, что она не здравая. Проповѣдь бываетъ нездравою тогда,
когда ученіе исполнено заблужденія; а вина будетъ нездравою
тогда, когда хотя проповѣдь и здравая, но проповѣдующіе пропо¬
вѣдуютъ не для Бога, но или по враждѣ, или для угожденія
другимъ. 10. Итакъ, не то говорить онъ, будто они вводили ереси, но
по неправому предлогу, а не по благочестію проповѣдовали то,
что проповѣдовали. Они дѣлали это не для распространенія Еван¬
гелія, но для того, чтобы возбудить войну противъ него и под¬
вергнуть его большей опасности; за это онъ и обвиняетъ ихъ. И
посмотри, какъ точно онъ выразилъ это. Мняще, говоритъ, печаль
нанести узамъ моимъ (Фил. 1, 16). Не сказалъ: нанося, но мняще
нанести, т. е., думая; показываетъ, что хотя они и думаютъ такъ,
но онт самъ находится не въ такомъ состояніи, а напротивъ ра¬
дуется распространенію проповѣди. Поэтому и присовокупилъ:
и о семъ радуюся, но и возрадуюся (Фил. і, 18). Если бы ихъ ученіо'
заключало въ себѣ заблужденія, и они вводили ереси, то Павелъ
не могъ бы радоваться; но такъ какъ ученіе ихъ было здравое и
подлинное, то онъ и говоритъ: радуюся и возрадуюся. А что, ослп
они, дѣлая это по враждѣ, губятъ самихъ себя? Но они даже не¬
вольно возращають мое дѣло. Видѣлъ ли какова сида Павла, какъ
онъ не уловляется никакими ухищреніями діавола? И не только
не уловляется, но и этими самыми беретъ его въ руки. Подлинно
велика низость діавола и порочность служителей его: подъ ви¬
домъ одинаковаго образа мыслей они желали погасить проповѣдь.
Но запинаяй премудрымъ въ коварствѣ ихъ (1 Кор. ш, 10) не до¬
пустилъ тогда быть этому. Выражая это самое, Павелъ говоритъ:
а еже пребыти во плоти, нужнѣйгие есть васъ ради. И сіе извѣстнѣ
еѣмъ, яко и спребуду вамъ всѣмъ (Фил. і, 24, 25). Они домогаются
лишить меня настоящей жизни, и для этого предпринимаютъ
все; но Богъ не допускаетъ этого для васъ. 11. Помните же все это тщательно, чтобы вы со всею мудро-