Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
324

ТВОРІШЯ св. ЮАННА ЗЛАТОУОТАГО.

къ другу и дѣлала ихъ сильными и нѳпреодолимыни. Въ саномъ
дѣлѣ, если братъ отъ брата помогаемь, яко градъ твердъ (Прит. гѵш,

19), то тѣмъ болѣе столь многіѳ, связанные узами любви, могли
отталкивать отъ себя всякій замыселъ порочнаго демона. Итакъ,
намъ не нужпо ни приводить доказательствъ, ни говорить ο томъ,
что Павелъ былъ привязанъ къ ученикамъ, если онъ и связанный заботился объ нихъ и каждый день умиралъ за нихъ сояшгаемый сильнымъ влвченіемъ.
6. Α что ученики были привязаны къ Павлу со всѣиъ усердіемъ, и не только мужи, но и жены, послушай, что говоритъ
онъ ο Фивѣ: вручаю же вамъ Фиву сестру нашу, еущу слуоеительницу церкве яже въ Кепхрееосъ: да пріимъте ю ο Господѣ достойнѣ
евятымъ, и споепѣгиеетвуйте ей, ο ней оюе аще отъ васъ потреауетъ
вещгч ибо сія заетуппица многимъ бысть, и самому мнѣ (Рим. хѵі,
у

1, 2). Здѣсь онъ свидѣтельствуетъ объ ея усѳрдіи, простиравшемся
до заступленгя; а Прискилла и Акила преданы были Павлу даже
до смѳрти, какъ онъ пишетъ объ нихъ: цѣлуйте Прискиллу и
Акилу,

гіже по души моей своя выя положиша, т. е. шли на смѳрть

(Рим. хѵі, 4). И ѳще ο другомъ въ посланіи къ этимъ самымъ
филиппійцамъ онъ говоритъ: зане даже до смерти приближиея,
презрѣвг душу свою, да гитолнитъ ваше лигиенге служби яже ко мнѣ

(Филип. 2, 30). Видѣлъ ліі, какъ они любили учитѳля, какъ
думали объ его покоѣ болѣѳ души своѳй? Поэтому никто и пе
прѳвзошелъ ихъ тогда. Говорю это нѳ для того, чтобы мы только
316 слушали, но чтобы и подраясали; простираю слово своѳ нѳ къ
однимъ подчиненнымъ, во и къ начальствующимъ, чтобы и учѳники оказывали великую заботливость объ учитѳляхъ, и учители
имѣли Павлову нѣжность къ подчиненнымъ, не только присутствующимъ, но и находящимся далеко. Подлинно, обитая во всей всѳленной, какъ бы въ одномъ домѣ, такъ Павелъ заботился ο спасеніи всѣхъ; и все свое оставивъ: узы, скорби, раны и стѣсненія,
ежедневно узнавалъ и развѣдывалъ, каково состояніе учѳниковъ;
и часто только для этого самаго онъ посылалъ то Тимоѳѳя, то
Тихика. 0 послѣднемъ онъ говоритъ: дабы знать, яжеο васъ, и да
утѣшгтъ еердца вахаа (Ефес. ѵі, 22); а ο Тимоѳеѣ: ктому не терпя,
послахъ его къ вамъ азъ, да не како искусилъ ви искушаяй (1 Сол.

ш, 5). Также посылалъ онъ Тита въ другоѳ мѣсто, и иного въ
иноѳ. Такъ какъ самъ онъ, будучи часто по необходимости удерживаемъ узами въ одномъ мѣстѣ, не могъ быть съ тѣми, которые
составляли для него какъ бы его внутренности, то имѣлъ общеніе
съ ними чрѳзъ своихъ учѳниковъ.
7. Итакъ, будучи тогда въ узахъ, онъ пишетъ филлипійцамъ:
разумѣти же хощу вамъ, братге, называя учѳниковъ братьями (Фил.