Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
324 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. къ другу и дѣлала ихъ сильными и непреодолимыми. Въ самомъ
дѣлѣ, если братъ отъ брата помогаемъ, яко градъ твердъ (Прит. хѵш,
19), то тѣмъ болѣе столь многіе, связанные узами любви, могли
отталкивать отъ себя всякій замыселъ порочнаго демона. Итакъ,
намъ не нужно ни приводить доказательствъ, ни говорить о томъ,
что Павелъ былъ привязанъ къ ученикамъ, если онъ и связан¬
ный заботился объ нихъ и каждый день умиралъ за нихъ сожи-
гаемый сильнымъ влеченіемъ. 6. А что ученики были привязаны къ Павлу со всѣмъ усер¬
діемъ, и не только мужи, но и жены, послушай, что говоритъ
онъ о Фивѣ: вручаю же вамъ Филу сестру нашу, сущу служитель-
ницу церкве, яже въ Кепхреехъ: да пріимите ю о Господѣ достойнѣ
святымъ, и споспѣшествуйте ей, о ней же аще отъ васъ потребуетъ
вещи: ибо сія заступница многимъ бысть, и самому мнѣ (Рим. хѵі,
1,2). Здѣсь онъ свидѣтельствуетъ объ ея усердіи, простиравшемся
до заступленія; а Прискилла и Акила преданы были Павлу даже
до смерти, какъ онъ пишетъ объ нихъ: цѣлуйте Прискиллу и
Акилу, иже по души моей своя выя положиша, т. е. шли на смерть
(Рим. хѵі, 4). И еще о другомъ въ посланіи къ этимъ самымъ
филиппійцамъ онъ говоритъ: зане даже до смерти приблизимся,
презрѣвъ душу свою, да исполнитъ ваше лишеніе службы яже ко мнѣ
(Филип. 2, 30). Видѣлъ ли, какъ они любили учителя, какъ
думали объ его покоѣ болѣе души своей? Поэтому никто и пе
превзошелъ ихъ тогда. Говорю это не для того, чтобы мы только зіс слушали, но чтобы и подражали; простираю слово свое не къ
однимъ подчиненнымъ, но и къ начальствующимъ, чтобы и уче¬
ники оказывали великую заботливость объ учителяхъ, и учители
имѣли Павлову нѣжность къ подчиненнымъ, не только присутству¬
ющимъ, но и находящимся далеко. Подлинно, обитая во всей все¬
ленной, какъ бы въ одномъ домѣ, такъ Павелъ заботился о спа¬
сеніи всѣхъ; и все свое оставивъ: узы, скорби, раны и стѣсненія,
ежедневно узнавалъ и развѣдывалъ, каково состояніе учениковъ;
и часто только для этого самаго онъ посылалъ то Тимоѳея, то
Тихика. О послѣднемъ онъ говоритъ: дабы знать, яже о васъ, и да
утѣшитъ сердца ваша (Бфес. ѵі, 22); а о Тимоѳеѣ: ктому не терпя,
послахъ его къ вамъ азъ, да не како искусилъ вы искушаяй (1 Сол.
ш, 5). Также посылалъ онъ Тита въ другое мѣсто, и иного въ
иное. Такъ какъ самъ онъ, будучи часто по необходимости удер¬
живаемъ узами въ одномъ мѣстѣ, не могъ быть съ тѣми, которые
составляли для него какъ бы его внутренности, то имѣлъ общеніе
съ ними чрезъ своихъ учениковъ. 7. Итакъ, будучи тогда въ узахъ, онъ пишетъ филлипійцамъ:
разумѣти же хощу вамъ, братіе, называя учениковъ братьями (Фил.