Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
320

ТВОРЕНХЯ СВ. ІОАННА 8ЛЛТ070ТАГ0.

себя лучшимъ всѣхъ людѳй. Бсли бы онъ поставилъ себя выше
только десяти или пяти, или двухъ, или одного человѣка, и это
было бы невыносимо; но онъ не только предпочѳлъ самого себя
вселѳнной, а ѳще осуждалъ всѣхъ. Поэтому онъ и отсталъ во
врѳмя бѣга. Какъ корабль, прошедши безчисленноѳ множество
волнъ и избѣжавъ много бурь, потомъ при самомъ входѣ въ пристань
ударившись ο какую-нибудь скалу, тѳряетъ всѣ находящіяся въ
немъ сокровища, такъ точно и этоть фарисѳй выдѳржавшій
труды поста и остальныхъ добродѣтелѳй, но не овладѣвшій языкомъ, потерпѣлъ тяжкое кораблѳкрушѳніѳ въ саной пристани.
Съ молитвы, отъ которой ДОЛФНО было получить пользу, выйти
напротивъ съ такимъ врѳдомъ для себя,. значитъ нѳ что иное,
какъ потерпѣть кораблокрушеніѳ въ пристани.
зі2
2. Итакъ, зная это, возлюбленныѳ, хотя бы мы взошли на самую верпшну добродѣтѳли, будемъ считать себя послѣднини изъ
всѣхъ, научившись, что гордость можетъ низвергнуть невнимательнаго и съ самыхъ небѳсъ, а смиреномудріе можѳгь изъ самой
бездны грѣховъ поднять на высоту умѣющаго быть умѣрѳннымъ.
Эта поставила мытаря впереди фарисѳя; а та — говорю ο бѳзуміи
и гордости — превзошла силу бѳзтѣлеснаго діавола; смпреномудріе жѳ и сознаніе собственныхъ грѣховъ ввѳло въ рай разбойника прѳжде апостоловъ. Если же признающіѳ свон грѣхи доставляютъ себѣ такое дерзновеніе, то сознающіѳ въ сѳбѣ много
добраго и однако смиряющіѳ свою душу какихъ нѳ приготовять
сѳбѣ вѣнцовъ? Если грѣхъ, будучи соединѳнъ со смиреномудріѳмъ, совершаетъ тѳчѳніё съ такою лѳгкостію, что прѳвосходитъ
и упреждаетъ правѳдность, соѳдиненпую съ гордостію, то, если
ты свяжешь его съ праведностію, куда не достигнѳтъ онъ, сколько
не пройдѳтъ небѳсъ? Онъ конѳчно прѳдстанѳтъ прѳдъ самый престолъ Божій, среди ангѳловъ, съ великимъ дѳрзновеніѳмъ. Опять,
если гордость, будучи сопряжена съ праведностію, избыткомъ и
тяжестію своего зла была въ состояніи низложить ея дѳрзновеніѳ,
то, будучи соединѳна съ грѣхомъ, въ какую геѳнну не можѳть
она низвергнуть одержикаго ею?
Говорю ѳто не для того, чтобы ьш не заботились ο праведности, но чтобы избѣгали гордости; нѳ для того, чтобы мы грѣшили, но чтобы были умѣренны. Смирѳнномудріе есть осяованіе
нашего любомудрія. Хотя бы кто безчислѳнноѳ свѳрху построилъ—
милостышо ли, молитвы ли, постъ ли, всякую ли добродѣтѳль, но
если въ основавіе предварительно не полоясилъ этого, то всѳ будѳтъ строиться тщетно и напрасно и легко разрупштся, подобно
зданію, построенному на пескѣ. Ничего нѣтъ, ничѳго изъ напгахъ
правыхъ дѣлъ, что яе нуждалось бы въ нѳмъ; нѣтъ ни одного,