Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
320 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА. 8ЛАТОУОТАГО. себя лучшимъ всѣхъ людей. Если бы онъ поставилъ себя выше
только десяти или пяти, иди двухъ, или одного человѣка, и ото
было бы невыносимо; но онъ не только предпочелъ самого себя
вселенной, а еще осуждалъ всѣхъ. Поэтому онъ и отсталъ во
время бѣга. Какъ корабль, прошедши безчисленное множество
волнъ и избѣжавъ много бурь, потомъ при самомъ входѣ въ пристань
ударившись о какую-нибудь скалу, теряетъ всѣ находящіяся въ
немъ сокровища, такъ точно и этотъ фарисей выдержавшій
труды поста и остальныхъ добродѣтелей, но не овладѣвшій язы¬
комъ, потерпѣлъ тяжкое кораблекрушеніе въ самой пристани.
Съ молитвы, отъ которой должно было подучить пользу, выйти
напротивъ съ такимъ вредомъ для себя,, значитъ не что иное,
какъ потерпѣть кораблекрушеніе въ пристани.
зі2 2. Итакъ, зная это, возлюбленные, хотя бы мы взошли на са¬
мую вершину добродѣтели, будемъ считать себя послѣдними изъ
всѣхъ, научившись, что гордость можетъ низвергнуть невнима¬
тельнаго и съ самыхъ небесъ, а смиреномудріе можетъ изъ самой
бездны грѣховъ поднять на высоту умѣющаго быть умѣреннымъ.
Эта поставила мытаря впереди фарисея; а та—говорю о безуміи
и гордости—превзошла силу безтѣлеснаго діавола; смпрѳномуд-
ріе же и сознаніе собственныхъ грѣховъ ввело въ рай разбой¬
ника прежде апостоловъ. Если же признающіе свои грѣхи до¬
ставляютъ себѣ такое дерзновеніе, то сознающіе въ себѣ много
добраго и однако смиряющіе свою душу какихъ не приготовятъ
себѣ вѣнцовъ? Если грѣхъ, будучи соединенъ со смиреномуд-
ріѳмъ, совершаетъ теченіе съ такою легкостію, что превосходить
и упреждаетъ праведность, соединенную съ гордостію, то, если
ты свяжешь его съ праведностію, куда не достигнетъ онъ, сколько
не пройдетъ небесъ? Онъ конечно предстанетъ предъ самый пре¬
столъ Божій, среди ангеловъ, съ великимъ дерзновеніемъ. Опять,
если гордость, будучи сопряжена съ праведностію, избыткомъ и
тяжестію своего зла была въ состояніи низложить ея дерзновеніе,
то, будучи соединена съ грѣхомъ, въ какую геенну не можетъ
она низвергнуть одержимаго ею? Говорю это не для того, чтобы мы не заботились о правед¬
ности, но чтобы избѣгали гордости; не для того, чтобы мы грѣ¬
шили, но чтобы были умѣренны. Смиренномудріе есть основаніе
нашего любомудрія. Хотя бы кто безчисленное сверху построилъ—
милостыню ли, молитвы ли, постъ ли, всякую ли добродѣтель, но
если въ основаніе предварительно не положилъ этого, то все бу¬
детъ строиться тщетно и напрасно и легко разрушится, подобно
зданію, построенному на пескѣ. Ничего нѣтъ, ничего изъ нашихъ
правыхъ дѣлъ, что не нуждалось бы въ немъ; нѣтъ ни одного,