Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА АПОСТОЛА: о, ДА БЫСТЯ ПАЛО ПОТЕРПЮІИ БЕЗУМІЮ МОЕМУ. 31 5 четырнадцать дѣтъ былъ твердъ и молчалъ, и никому не выска¬
залъ, но коринѳянамъ только, и притомъ когда? Тогда, когда уви¬
дѣлъ, что народились лжеапостолы, — показывая этимъ, что
онъ не сказалъ бы и тогда вслухъ, еслибы не видѣлъ такого
растлѣнія, происшедшаго въ ученикахъ. Не такъ поступаемъ мы,
а совершенно напротивъ: грѣховъ своихъ мы не помнимъ и одинъ
день, и когда слышимъ другихъ напоминающими о нихъ, то раз¬
дражаемся, досадуемъ, считаемъ это заносчивостію н осыпаемъ
ихъ безчисленными поношеніями; если же сдѣлаемъ какое-нибудь
малое добро, то часто говоримъ о немъ, и напоминающимъ объ
немъ изъявляемъ благодарность и считаемъ ихъ друзьями, хотя
Христосъ постановилъ напротивъ—добрыя дѣла забывать, а грѣхи
помнить. Это изъяснилъ Онъ намъ какъ увѣщаніемъ, которое Онъ
преподалъ ученикамъ въ словахъ: егда сотворите вся, глаголите,
яко раби неключимы есмы (Лук. хѵп, 10), такъ и притчею о фари¬
сеѣ, которому Онъ предпочелъ мытаря. Какъ этого оправдало
воспоминаніе о грѣхахъ, такъ того погубило воспоминаніе о пра¬
выхъ дѣлахъ. И іудеямъ Богъ преподалъ такое же увѣщаніе, ска¬
завъ такъ: Азъ есмь заглаждаяй беззаконія твоя Мене ради, и не
помяну: ты же помяни (Ис. хілп, 25, 26). 7. Таковъ былъ обычай апостоловъ, таковъ пророковъ и всѣхъ
вообще праведниковъ. Такъ Давидъ постоянно вспоминалъ о
грѣхѣ своемъ, а о правыхъ дѣлахъ никогда, развѣ только когда
былъ вынужденъ. Когда варварская война охватила Іудею, и все
было исполнено опасностей, тогда онъ, будучи еще юношею и не¬
опытнымъ въ войнѣ, оставивъ овецъ, пришелъ въ станъ, и найдя
всѣхъ въ ужасѣ, страхѣ и трепетѣ, не испыталъ этого человѣче¬
скаго чувства и не предался страху, видя своихъ домашнихъ сдѣ¬
лавшимися малодушными; но, возвышаясь вѣрою надъ всѣмъ ви¬
димымъ, и обративъ взоры къ Царю небесъ, и исполнившись ве¬
ликой ревности, подошелъ къ воинамъ и братьямъ, обѣщая осво¬
бодить ихъ отъ обдержащей опасности. Когда братья стали смѣяться
надъ словами его,—потому что они не видѣли внутри его пома¬
зывающаго Бога и души его благородной, достигавшей до небесъ
и исполненной великаго любомудрія, — тогда, оставивъ ихъ, онъ
отошелъ къ другимъ. Когда же онъ былъ приведенъ къ царю и
нашелъ его помертвѣвшимъ отъ страха, то сначала возстанов¬
ляетъ его духъ и говоритъ: да не ужасается сердце господину моему
о семъ: рабъ твой пойдетъ и поборется со иноплеменникомъ симъ
(1 Цар. хѵп, 32). Такъ какъ тотъ не вѣрилъ и говорилъ: не
возможеши пойти, яко ты дѣтищъ ееи, сей же мужъ борецъ есть
отъ юности своея (1 Цар. хѵп, 33), то по необходимости, Давидъ
наконецъ вынуждается высказать себя похвалы. А что онъ