Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
314 ТВОРВШЯ ОВ. ІОАННА МАТОУОТАГО. хулника и гонителя и досадителя: но помилованъ былъ, яко не
вгъдый сотворилъ въ невпрствіи (1 Тим. і, 12, 13); и еще: послѣди
же всѣхъ, яко нѣкоему извергу, явися и мнѣ: азъ бо есмь мній апо¬
столъ, иже нѣсмь достоинъ нарещися апостолъ, зане гонихъ церковь
Божію (1 Кор. хѵ, 7, 8); и еще: мнѣ метшему всѣхъ святыхъ дана
бысть благодать сія (Еф. ш, 8). Видишь ли, какъ онъ называетъ
себя самымъ послѣднимъ не только изъ апостоловъ, но и вообще
изъ всѣхъ вѣрующихъ, говоря: мнѣ метшему всѣхъ святыхъ дана
306 бысть благодать сія? Такъ онъ называетъ себя недостойнымъ даже
. спасенія, которое получилъ, потому что, сказавъ: яко Христосъ
Іисусъ пріиде въ міръ грѣшнцхи спасти, отъ нихже первый семь
азъ, онъ, послушай, какую приводитъ причину на это: но сего ради
помилованъ быхъ, да во мнѣ первомъ покажетъ Іисусъ Христосъ все
долготерпѣніе, за образъ хотящихъ вѣровати Ему въ жизнь вѣчную
(1 Тим. і, 15, 16). Смыслъ этихъ словъ слѣдующій: не за до¬
стойную перемѣну жизни я избранъ —не думай этого—но для
того, чтобы никто изъ жившихъ во злѣ, или враждовавшихъ
противъ Христа, не отчаивался, видя спасеннымъ послѣдняго изъ
всѣхъ,—того, въ сравненіи съ которымъ никто не былъ такъ
враждебенъ Христу. Христосъ сказалъ о немъ: яко сосудъ избранъ
Ми есть сей, пронести имя Мое предъ языки и царми (Дѣян, іх, 15);
а онъ, нисколько не надмеваясь такими похвалами, послѣ такого
ободренія, продолжаетъ уничижать самъ себя, называя самъ себя
первымъ изъ грѣшниковъ и изъясняя, что онъ помилованъ для
того, чтобы никто изъ преданныхъ крайнему злу не отчаивался въ
своемъ спасеніи, глядя на него и оказанное ему человѣколюбіе. 6. Итакъ грѣхи, безъ всякой необходимости, онъ каждодневно
торжественно показываетъ во всѣхъ своихъ посланіяхъ, клеймя
н дѣлая ихъ очевидными не только тогдашнимъ людямъ, ыо и
всѣмъ, имѣвшимъ быть, послѣ; а похвалы свои излагать и тогда,
когда видитъ необходимость, медлитъ и уклоняется. Это видно
какъ изъ того, что онъ многократно называетъ это дѣло безу¬
міемъ, такъ и изъ всего времени, въ продолженіе котораго онъ
умалчивалъ о своемъ дивномъ и божественномъ откровеніи, по¬
тому что не тогда, и не за два, и не за три, и не за Десять предъ
тѣмъ лѣтъ, но гораздо прежде онъ былъ зрителемъ его. Для того
онъ обозначаетъ и самое время, выражаясь такъ: вѣмъ человѣка
о Христѣ, прежде лѣтъ четыренадесяти, восхищена бывша до тре-
тіяго небесе (2 Кор. хи, 2), чтобы ты зналъ, что онъ не сказалъ бы
объ этомъ вслухъ и тогда, если бы не видѣлъ настоятельной не¬
обходимости. Если бы онъ хотѣлъ выставлять свои достоинства,
то сказалъ бы объ этомъ откровеніи тотчасъ же, когда видѣлъ,
или въ первый, во второй, или въ третій годъ; между тѣмъ онъ