Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА ОЛОВА АПОСТОЛА: О, ДА ВЫОТВ ПАЛО ПОТЕИПЛН ВВ8УМПО МОВМУ. 313 опять продолжаетъ: о немже аще дерзаетъ кто, несмыеленно гла¬
голю, дерзаю и азъ <2 Кор. хі, 16—21); и тогда наконецъ, послѣ sos
столь многихъ оговорокъ, отважно взялся за изложеніе своихъ
похвалъ. Какъ конь, намѣревающійся перескочить крутую стрем¬
нину, устремляется, чтобы переброситься, но увидѣвъ пропасть,
обезсилѣетъ и отстраняется, а потомъ видя, что всадникъ сильнѣе
побуждаетъ его, опять берется и опять испытываетъ тоже самое,
и, чувствуя необходимость и насиліе, долго стоитъ и ржетъ на
краю пропасти, чтобы, ободривъ себя, отважно осмѣлиться на это
дѣло,—такъ и блаженный Павелъ, намѣреваясь какъ бы бро¬
ситься въ нѣкоторую стремнину, въ изложеніе собственныхъ по¬
хвалъ, однажды, и дважды, и трижды, и многократно отступаетъ
и говоритъ: о, да бысте мало потерпѣли безумію моему; еще: да
пиктоже мнитъ мя безумна быти: аще ли ни, поне яко безумна
пріимите мя; еще: еже глаголю по Господѣ, но яко въ безуміи, въ
еей части похвали; еще: понеже мнози хвалятся по плоти и азъ
похвалюся: любезно бо пріемлете безумния, мудри суще; и еще: о
немже аще дерзаетъ кто, немысленно глаголю, дерзаю и азъ. И
многократно назвавъ себя неразумнымъ и несмыелейнымъ, онъ по¬
томъ уже едва осмѣливается приступитъ къ прославленію самого
себя. Евреи ли суть? и азъ. Израилите ли суть? и азъ. Сѣмя Авраамле
ли суть? и азъ. Служителіе ли Христовы суть? и азъ (2 Кор. хі, 22, 23). И здѣсь онъ пе остановился на самомъ себѣ, но опять
дѣлаетъ оговорку, продолжая такъ: не въ мудрости глаголю, паче
азъ. И здѣсь не сталъ, но, послѣ изложенія всѣхъ своихъ по¬
хвалъ, говоритъ: быхъ несмыеленъ, хваляся: вы мя понудите (2 Кор.
хп, 11). Онъ какъ бы такъ говоритъ: на тѣхъ я не обратилъ бы
никакого вниманія, если бы ваше состояніе было твердо, если
бы вы не уклонялись и не поколебались, потому что, хотя бы
они постоянно говорили о насъ худо, мнѣ не было бы никакого
вреда отъ ихъ поношенія; но такъ какъ я вижу, что паства
развращается и ученики отступаютъ, то я счелъ неважнымъ
тяжкое и непріятное дѣло, и вынужденъ быть безумнымъ, излагая
похвалы самому себѣ для васъ и вашего спасенія. 5. Таковъ обычай святыхъ: если они сдѣлаютъ что-нибудь
худое, то торжественно это показываютъ, каждый день стонутъ и
дѣлаютъ открытымъ для всѣхъ; если же—что-нибудь благородное
и великое, то скрываютъ это и предаютъ забвенію. Такъ и этотъ
святый (Павелъ) грѣхи свои, когда никто не насиловалъ, часто
вспоминалъ и торжественно показывалъ, то говоря: Христосъ
Іисусъ пріиде въ міръ грѣшники спасти, отъ нихже первый семь
азъ (1 Тим. і, 15), то говоря: благодарю укрѣпляющаго мя Христа,
яко вѣрна мя непщева, положивъ мя въ слуокбу, бывши мя иногда