Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
312 ТВОРКШЛ ОВ. ІОАННА 8JUT070TATO. имже помышляю смпти на нѣкія непщующыя насъ яко по плоти
ходящихъ (2 Кор. і, 2). Тѣ самые, о которыхъ онъ говоритъ это,
иронически на него клевеща, говорили такъ: посланія его имѣютъ
многую надутость и безсмыслицу въ словахъ, а самъ онъ ничто¬
женъ, малоцѣненъ и негоденъ; поэтому, если бы онъ пришелъ
сюда, онъ показался бы незаслуживающимъ никакого вниманія.
Выражая это, онъ говорилъ: но да не явлюея, яко страша васъ по-
сланми: яко посланія убо, рече, тяжки и крѣпки, а пришествіе тѣла
немощно, и слово уничижено (2 Кор. х, 9, 10). Потомъ, обвиняя са¬
михъ коринѳянъ, соблазнившихся, онъ говоритъ: или грѣхъ со¬
творитъ себе смиряя, да вы вознесетеся (2 Кор. хі, 7)? И снимая съ
себя эту самую вину, опять говоритъ: яко яцы же есмы словомъ
посланій отстоягце, таковіи и ту суще есмы дѣломъ (2 Кор. х, 11).
Итакъ у нихъ было иного лжеапостоловъ, которыхъ онъ назы¬
ваетъ и льстивыми дѣлателями, выражаясь такъ: таковіи бо локиви
апостолы, дѣлатели лстивіи, преобразующееся во апостолы Христовы:
и недивно: самъ бо сатана преобразуется во ангела свѣтла: не веліе
убо, аще и служителіе его преобразуются, яко служители правды
(2 Кор. хі, 18—15). Такъ какъ они, выдумывая безчисленныя на
него клеветы, вредили ученикамъ, убѣждая ихъ имѣть непри¬
личное о немъ мнѣніе, то онъ вынуждается, наконецъ, приступить
къ изложенію собственныхъ похвалъ,—потому что небезопасно было
долѣе молчать. Поэтому, намѣреваясь изложить намъ собственные
подвиги, откровенія, которыя онъ видѣлъ, и труды, которые
подъялъ, и желая показать всѣмъ, что онъ дѣлаетъ это невольно4
насилуемый, и потому, что видитъ необходимость, онъ однако на¬
звалъ это безуміемъ, сказавъ: о да бысте мало потерпѣли безумію
моему. Я, говорить, намѣреваюсь сдѣлать неразумное дѣло—хва¬
лить и прославлять самого себя; но причиною этого не я, а по¬
ставившіе меня въ такую необходимость; вслѣдствіе этого при¬
зываю васъ удержаться и за тѣми вину считать. 4. И посмотри на благоразуміе Павла. Сказавъ: о, За бысте
мало потерпѣли безумію моему: но и потерпите мя: ревную бо по
васъ Божіею ревностію, онъ не тотчасъ приступилъ къ изложенію
своихъ похвалъ, но предварительно высказавъ еще нѣсколько
словъ: паки глаголю, говоритъ, да никтоже мнитъ мя безумна
быти: аще ли ни, поне яко безумна пріимите мя. И затѣмъ еще
не коснулся изложенія, но прибавляетъ слѣдующее: еже глаголю, не
глаголю по Господѣ, но яко въ безуміи, въ сей части похвалы. И послѣ
этихъ словъ не осмѣлился приступить къ предмету, но сдерживаетъ
свое стремленіе и говоритъ: понеже мнози хвалятся по плоти, «
азъ похвалюся: любезно бо пріемлете безумныя, мудри суще. Потомъ
опять отступаетъ и медлить и, сказавъ нѣсколько другихъ словъ,