Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА. СЛОВА апостола: О, ДА ВЫОТВ MAJO ПОТЕРПѢЛИ БКЗУЧІЮ МОЕМУ. 31! устроенныя по всей землѣ церкви, ниспроверженіе нечестія, пе¬
ремѣну порочной жизни на лучшую, уничтоженіе заблужденія,
разрушенные жертвенники, замкнутыя капища, безмолвіе демо¬
новъ. Все это и тому подобное произвела сила слова Павлова,
воодушевляемая божественною благодатію, и повсюду возжгла
блестящій пламень благочестія. Вмѣстѣ съ такими правыми дѣлами
мы имѣемъ отъ него и святыя посланія, которыя въ точности изоб¬
ражаютъ намъ черты этой блаженной души. Поэтому, какъ бы
бесѣдуя съ самимъ Павломъ, присутствующимъ и пребывающимъ
съ нами, съ усердіемъ будемъ слушаться написаннаго имъ, из¬
слѣдовать внутренній смыслъ сказаннаго, узнавать, что значатъ
слова, изреченныя имъ сегодня: о, да бысте мало потерпѣли безу¬
мію моему, но и потерпите мя: ревную оо по васъ Божіею ревностію
(2 Кор. хі, 12). Что говоришь ты Павелъ? Повелѣвая ученикамъ
поступать благоразумно со внѣшними, говоря: слово ваше да бы¬
ваетъ всегда во благодати, солію растворено, видѣти, нано подобаетъ
вамъ единому комуждо отвіъщаеати (Кол. іѵ, 5, 6); молясь о всѣхъ,
чтобы они исполнились премудрости духовной (Кол, і, 9), самъ ты
говоришь: о да бысте мало потерпіъли безумію моему? Недоста¬
точно ли было бы для тебя громко сказать какое-нибудь неразум¬
ное слово, а ты еще объявляешь это ученикамъ, и не ученикамъ
только объявляешь, но чрезъ посланіе дѣлаешь это извѣстнымъ
и всѣмъ послѣдующимъ людямъ? Видите-ли, какъ должно не просто
пробѣгать сказанное, но тщательно изслѣдовать каждое слово?
Если просто прочитать это изреченіе, то оно возбуждаетъ недо¬
умѣніе въ слушателяхъ, а если изслѣдовать его, то оно показы¬
ваетъ великую мудрость Павла, великое его благоразуміе, иезре-
ченную попечительность. 3. Что же значитъ это изреченіе? У коринѳянъ было много
лжеапостоловъ, которые развращали ихъ, обвиняли Павла, под¬
рывали его славу, какую онъ имѣлъ у учениковъ, иронически
осмѣивая его и обвиняя въ хвастливости. Противъ нихъ онъ на¬
правляетъ рѣчь во многихъ мѣстахъ посланія, именно, когда го¬
ворить: нѣсмы, якоже мнози, нечисто проповѣдающіи слово Божіе
(2 Кор. п, 17); также, когда говоритъ: безъ стуженія вамъ себе со-
блюдохъ, и обѣщаетъ всегда сохранять это правило ненарушимымъ:
есть истина Христова во мнѣ, яко похваленіе сіе не заградится о
мнѣ въ странахъ Ахайстѣхъ (2 Кор. хі, 9, 10); и приводя причину
этого, указываетъ на тѣхъ же нечестивыхъ въ словахъ: почто? Зане зсн
не люблю ли васъ? Богъ вѣсть. А еже творю, и сотворю, да отсѣку
вину хотящимъ вини (2 Кор. хі, 11, 12); и выше этого, увѣщевая
учениковъ не поставлять его въ необходимость показать :шъ свою
силу, говоритъ такъ: молю же, да не присущъ дерзаю подаяніемъ,