Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
306

ТВОРКНІЛ СВ. ІОАНИІ 8ЛАТО7СТАГ0.

скажетъ: почему эти самые мужи еще и тѳперь нѳ получлли слѣдующихъ имъ вѣнцовъ?—тоть пусть узнаетъ причину и этого
отъ Павла. Сказавъ, что всѣ они умѳрли съ вѣрою, не получивъ
исполненія обѣтованій, онъ присовокупилъ: Богу лучгиее чтоο насъ
предзрѣвшу, да пе безъ насъ совершекетво прігімутъ (Евр. хі, 40).

Торжество, говоритъ онъ, будетъ общее, потому что удовольствіе
будѳтъ вышѳ, когда мы всѣ вмѣстѣ увѣнчаѳмся. То жѳ бываетъ
и на олимпійскихъ состязавіяхъ: участвующіѳ въ борьбѣ, или въ
рукопашномъ бою, или во всѣхъ родахъ состязанія, совѳршаютъ
подвиги въ разныя врѳмена, но объявляются побѣдитѳлями всѣ
въ одно мгновеніе времени. Такъ бываетъ и на пиршествахъ:
когда одни изъ гостей опередили, а другихъ ѳще нѣтъ, то хозяева,
дѣлая честь задержаннымъ, велятъ опередившимъ и прибывшимъ
подождать опоздавшихъ. Тоже сдѣлалъ и Богъ: такъ какъ Онъ
призвалъ отличившихся предъ Нимъ изъ всей всѳленной и разныхъ временъ на общее духовное пиршество, то предупрѳдивпгамъ
и уже пришедшимъ Онъ повелѣваетъ ожидать имѣющихъ придти
послѣ, чтобы такимъ образомъ, въ присутствіи всѣхъ вмѣстѣ,
и честь и радость была у всѣхъ одна.
10. Подумай, сколысо чести, если Павѳлъ и подобныѳѳму,
Авраамъ и подобныѳ ему и еще прежде него за столько лѣть
подвизавшіѳся и побѣждавшіе сидятъ тепѳрь, ожидая нашего прославленія. Α что Павелъ дѣйствитѳльно еще нѳ получилъ вѣнца,
и шпсто другой изъ отличившихся прѳдъ Богомъ отъ вачала, и
2уу не получатъ дотолѣ, пока не соберутся всѣ, имѣгощіе быть увѣнчанными, до конца міра, объ этомъ послушай самого Павла, который говоритъ: подвигомъ добрьшъ подвизахся, теченіе стнчаяъ
вѣру соблюдохъ: прочее убо соблюдаетея мпѣ вѣпецъ правды, егооюе
воздастъ ми праведный судія. Когда? Въ депь онъ: не токно же мнѣ
но и есѣнъ возлюблшымъ явлепіе Его (2 Тим. гѵ 7, 8). И опять въ
у

у

другомъ мѣстѣ объясняя, что наслаждѳніе благами будетъ даровано всѣмъ вмѣстѣ, въ пославіи къ Ѳессалоникійцамъ, онъ говоритъ: аще убо праведно у Бога, воздати скорбь оскорбляющимъ ѳасъ,
α еамъ оекорбляемымъ отраду съ нсит (2 Сол. і, 6); и еще: яко ми
живущіи оставшіи въ пришествіе Господне, не имамы предеарити

умсршихъ (1 Сол. іѵ, 15); всѣмъ этимъ онъ выраяеаетъ, что наслажденіе небесными почестями доляшо быть тогда, когда соберутся всѣ вообще и вмѣстѣ. Это и предупредившимъ доставитъ
великую радость, когда они будутъ наслаждаться тѣми неизреченными благами вмѣстѣ съ своими сочлѳнами. Такъ отѳцъ, участвующій въ блестящей и стоившѳй мвогихъ издѳржекъ трапезѣ,
гогда наслаждается ею съ большимъ вѳселіѳмъ, когда участвуетъ
І5Ъ радости и веселіи со своітаи дѣтьми. Такъ и Павѳлъ и всѣ