Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
304

ТВОРЕШЯ СВ. ЮАННА ЗЛАТОУСТАГО.

спустя столько времени, послѣ того какъ проповѣдь распространилась по всей вселенной, послѣ того какъ получено столько
доказательствъ этихъ обѣтованШ, многіе такъ же чувствуютъ?
И не только это смущало ихъ, но и нѣчто другоѳ, не меныпе
того. Что же именно? Они думали въ себѣ, что въ ветхомъ завѣтѣ дѣла устроялись не такъ, но проводившіе правѳдвую и цѣломудренную жизнь немедленно получали воздаянія и награды за
добродѣтель, потому что не по воскресевіи тѣлъ и пѳ въ будущей жизни, но здѣсь же, въ настоящѳй жизни, исполнялись для
нихъ всѣ обѣтованія. Аще, сказано было, возлюбити Господа Бога
твоего, благо ти будетъ, и умпооюгтъ Богъ стада воловъ твоихъ, и
пастви овецъ твоихъ: не будетъ въ васъ безчадный, ниже неплоды; нѳ
будетъ у тѳбя ни разелабленія, ни язи (Втор. ѵп, 18—15); поелетъ
Тосподь благословеніе свое въ хранилищахъ твоиосъ, отверзетъ небо,
и даетъ тебѣ дооюдь ранный и поздній (Втор. ххѵш, 8, 11, 14); и по~
стигпетъ млаченіе обраніе випограда, и обраніс випограда сѣятву

(Лев. ххѵі, 4, 5). И нного другихъ подобныхъ Богъ давалъ имъ
обѣтованій, которыя всѣ и сбывались для нихъ въ наетоящей
жизни. Кто сообразитѳльнѣе, тотъ уже предвидитъ разрѣшеніе
вопроса. Такъ какъ тѣлесное здоровье, плодородіе зѳмли, иногочадіе π доброчадіе, маститая старость, превосходное состоянів
временъ года, благополучіе, благовременяыѳ дожди, изобиліѳ мелкаго и крупнаго скота и всѣ вообще блага ниспосылались имъ
въ настоящей яеизни, и ничего нѳ оставлялось въ надеждѣ, или
по отшествіи отсюда, то вѣрующіѳ, представляя сѳбѣ, что предки
ихъ немедленно получали всѣ блага, а имъ всѣ награды и вѣнцы
отложены до ясизни будущей ι всѣ блага обѣтованій иввѣстны
только по вѣрѣ, утомлялись υ ослабѣвали, будучи принуждѳны
проводить всю настоящую жизнь среди искушеній. Поэтоку Павелъ, представляя это вмѣстѣ съ вѳликостьго постигавшихъ ихъ
бѣдствій, т. е. что имъ Богъ обѣщалъ награду за труды по отшѳствіи отсюда, а предковъ ихъ вознаграждалъ здѣсь, и замѣчая,
что отъ такихъ мыслей происходитъ въ нихъ многая бѳззаботность, хотѣлъ подкрѣшпъ ихъ и научить, что и при отцахъ ихъ
дѣла устроялись такимъ же образомъ и многіѳ получили награду
только вѣрою, π для зтого напомнилъ имъ пророчѳское изреченіе, сказавъ: имуще тойже духъ тры, по писаному: вѣровахъ, тѣм-

же возглаголахъ. Онъ какъ бы такъ говоритъ: и великій Давидъ,
этотъ дивный и благородный пророкъ, получалъ воздаянія вѣрою,
а не на опытѣ; иначе онъ не сказалъ бьп вѣровахъ, тѣмоюе возглаголахъ, потому что вѣра ѳсть осущѳствленіѳ прѳдметовъ ожидаемыхъ, но нѳ видимыхъ (Евр. χι, 1), а кто видитъ что - нибудь,
тогь, конѳчяо, уже не ожидаетъ. Слѣдовательдо, ѳслп онъ вѣро-