Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
302 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ0Т0ТАГ0 жести бѣдствій, въ утѣшеніе инъ говоритъ: еще мало елико, елико,
грядый пріидетъ и не укоенитъ. • 6. - Итакъ отсюда ясно, что ученики страдали, терпѣли без¬
численныя бѣдствія и, какъ бы агнцы въ самой срединѣ волковъ,
подвергались нападеніямъ со всѣхъ сторонъ; а чтобы ты удосто¬
вѣрился, что и учители ихъ испытывали не меньшія, но еще
тягчайшія страданія,—потому что чѣмъ болѣе они противодѣй- 396 ствовали врагамъ истины, тѣмъ болѣе возбуждали противъ себя
гонителей,—выслушаемъ и его отъ того же, кто говорилъ намъ - предыдущее. Въ посланіи къ Коринѳянамъ онъ говорить такъ:
ни едино ни въ чемже дающе претыканіе, да служеніе наше безпо¬
рочно будетъ, но во всемъ представляюще себе якоже Божія слуги,
въ терпѣніи мнозѣ, въ скорбехъ, въ бѣдахъ, въ тѣснотахъ, въ рамахъ,
въ темницахъ, въ неетроеніихъ, въ трудномъ, въ бдѣніихъ, въ поще-
ніихъ (2 Кор. п, 8—5). Видишь ли, сколько онъ исчислилъ под¬
виговъ, какое множество. искушеній? Далѣе, въ посланіи къ
нимъ же, онъ говоритъ: слуокипіеліе ли Христовы сутьЧ Не въ
мудрости глаголю: паче азъ (2 Кор. хі, 23). Потомъ желая убѣдить
насъ, что страданія за Христа гораздо блистательнѣе совершенія
знаменій, представляя доказательство своего апостольства и по¬
казывая, что онъ лучше ихъ, т. е. не апостоловъ, а лжеапосто¬
ловъ, онъ заимствуетъ доказательство своего преимущества не
отъ чудесъ и знаменій, но отъ непрерывныхъ опасностей, и гово¬
ритъ такъ: въ трудѣхъ мнохсае, въ ранахъ преболѣ, въ темницахъ
излила, въ Смертяхъ многащи: отъ іудей пятькраты четыредесять
развѣ единыя пріяхъ, трищи палицами біенъ быхъ, единою каменми
наметанъ быхъ, трикраты корабль опровержеся со мною, нощь и день
въ глубинѣ сотворилъ, въ путныхъ шествіихъ множицею, бѣды въ
рѣкахъ, бѣды отъ разбойникъ, бѣды отъ (родникъ, бѣды отъ языкъ,
бѣды во градѣхъ, бѣды въ пустыни, бѣды въ мори, бѣды во лхсебѵа-
тіи: въ трудѣ и подеизп, во бдѣніихъ множицею, во алчбѣ и жажди,
въ зимѣ и наготѣ, кромѣ внѣшнихъ (2 Кор. хі, 23 — 28). Таковы
черты истиннаго апостольства! Знаменія часто совершали и мно¬
гіе другіе, которые однако не получили отъ чудесъ никакой пользы,
но послѣ всего этого услышали: отъидите, не вѣмъ васъ, дѣлаю¬
щій беззаконіе (Матѳ, ѵп, 23); а изъ тѣхъ, кто можетъ сказать о
себѣ то, что перечислилъ теперь Павелъ, никто не услышитъ по¬
добнаго приговора, но съ великимъ дерзновеніемъ взойдетъ на
небо и будетъ наслаждаться всѣми небесными благами. 7. Можетъ быть, бесѣда наша сдѣлалась слишкомъ длин¬
ною; но не безпокойтесь: мы не забыли обѣщанія и тотчасъ къ
нему опять возвратимся. И на этомъ не напрасно мы помедлили,
а желая большими доводами сдѣлать предметъ нашей рѣчи болѣе