Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
298

ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА 8ДАТ07СТАГ0.

гатства. Это—нѳ чувственное сокровище, потому оно не истощаѳтся
отъ многочисдѳнности вырывающихъ его, но ростетъ и множится.
Но что я говорю ο прежнихъ? Сколь многіе будутъ говорить послѣ
насъ, а послѣ тѣхъ опять другіе, и однако этотъ богатый источникъ не изсякнетъ и этоть рудникъ не оскудѣетъ? Духовенъ онъ,
и не съ тѣиъ возникъ, чтобы издѳржаться когда-нибудь. Какое
же это апостольскоѳ изрѳченіѳ,ο которомъ я и недавно бесѣдовалъ
съ вашею любовію? Имуще оюе тойже духъ вѣры, по писапому:
вѣровахъ, тѣмже возглаголахъ (2 Кор. іѵ, 18).

2. Въ то время ны изслѣдовали, для чего апостолъ сказалъ:
дуосъ вѣри тойже, и изложили пока одну причину этого, именно
ту, чтобн показать согласіѳ новаго завѣта съ ветхинъ. Дѣйствительво, когда открывается, что одинъ и тотъ же духъ вѣры двигалъ устами Давида, изрѳкшаго: вѣровахъ, тѣмже возглаголахъ, и
дѣйствовалъ на душу Павла, то очѳвидно, что между пророками
и апостолами есть великое сродство, и необходимо слѣдуетъ, что
нежду ветхимъ и новымъ завѣтоиъ есть великоѳ согласіе. Впрочѳмъ, чтобы, опять повторяю тоже самое, мы не обрѳмепили васъ,
теперь мы изложимъ и другую причину, по которой апостодъ
сказалъ: тойже. Мы и тогда обѣщали вамъ показать другую причину такого изречевія. Но будьтѳ внимательны, потому что глубока мысль, которую я хочу сообщить любви вашей, и требуетъ
проницатѳльнаго ума я самой острой души; поѳтому призываю
васъ тщательно сдѣдить за тѣмъ, чтб будетъ сказано. Если
трудъ—напгь, то выгода—ваша; или—лучше—это не нашъ трудъ,
а даръ благодати Духа. Когда же Онъ прѳдлагаетъ откровеніе, то
пи говорящШ, ни слушающіѳ не утомляются, потому что велика
пріятность этого откровеяія. Вникнеиъ со тщательностію, потому
что, хотя бы вы просдѣдили бодыпую часть, но, есди проспитѳ
малую часть, то не пойметѳ всей рѣчи, потерявъ послѣдовательность излоясенія. Какъ нѳзнающіѳ пути и нуждающіеся въ руководствѣ другихъ, хотя бы долго шли всдѣдъ за ними, но ѳсли
по кратковременной невнимательности потѳряють путеводитѳля,
то не получаютъ никакой пользн оть прѳжняго олѣдованія за
нимъ и останавливаются, нѳ зная куда идти, такъ и сдѣдящіѳ за
т говоряшимъ, если, прослушавъ почти все поучеше, будутъ невнинательны только налое время, то, потѳрявъ всю послѣдовательность рѣчи, нѳ въ состояніи уже дойти до конца мыслѳй. Поѳтому, чтобы и ванъ нѳ потерпѣть того ясе, слушайтѳ съ одинаковымъ вниманіѳмъ все, что будотъ сказано мною, пока нѳ дойдемъ до санаго конца.
8. Итакъ, для чѳго апостолъ сказалъ: имуще тойже духъ
вѣрыі Онъ хочетъ показать и то, что какъ въ ветхомъ, такъ и