Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА АПОСТОЛА: ИМУЩЕ ЖВ ТОЙ ЖЕ ДУХЪ ввга. 299 въ новомъ завѣтѣ вѣра есть матерь благъ. Впрочемъ необходимо
начать рѣчь нѣсколько отдаленнѣе, тогда эта причина будетъ
для насъ гораздо яснѣе. Въ чемъ же состоитъ ѳта причина? Въ
то время, когда апостолъ говорилъ такія слова, великая война
окружала вѣрныхъ, война тяжкая и непрерывная. Повсюду возста¬
вали противъ нихъ цѣлые города и народы, враждовали всѣ вла¬
стители, вооружались цари, поднималось оружіе, изощрялись
мечи, выступали войска, вымышлялись всякаго рода казни и му¬
ченія. Разграбленіе и отнятіе имуществъ, ссылки, ежедневныя
смертныя казни, пытки и темницы, огонь, желѣзо, звѣри, висѣ¬
лица, колесо, пропасти, утесы, и все, что только можно приду¬
мать, употреблялось для истребленія вѣрныхъ. Но война не оста¬
новилась на этомъ, потому что не только она была ваздвигаема
врагами, но и самая природа раздѣлилась съ собою: отцы возста¬
вали на дѣтей, дочери ненавидѣли носившихъ ихъ во чревѣ,
друзья отвращались отъ друзей; война мало по малу проникла
въ круги родныхъ и въ семейства; и было тогда великое смяте¬
ніе во вселенной. Какъ корабль въ то время, когда поднимутся
волны, соберутся тучи, разразятся громы, со всѣхъ сторонъ окру¬
житъ судно мракъ, взбушуетъ море, поднимутся чудовища, напа¬
дутъ морскіе разбойники, и сами плывущіе на кораблѣ возста¬
нутъ другъ противъ друга,—не можетъ избѣжать опасности, если
высшая, сильная и великая десница не отразитъ смятенія п, пре¬
кративъ бурю, доставитъ тишину плывущимъ: такъ точно было и
тогда, въ началѣ проповѣди. Не только отвнѣ поднималась буря,
по и внутри часто возставали другъ противъ друга. Кто говоритъ
это? Самъ Павелъ, который пишетъ: внѣуду брани, внутрьуду бо¬
язни (2 Кор. ѵп, 5). А что это было дѣйствительно такъ, что и
учителей, и учениковъ окружали безчисленныя бѣдствія п война
простиралась на всѣхъ, на это я привожу опять свидѣтельство
Павла. Вы же помните все сказанное, чтобы, узнавъ опасности,
искушенія и безчисленныя бѣдствія, въ которыхъ пребывали тогда
вѣрующіе, вы больше благодарили и за это Бога, который раз¬
сѣялъ всѣ эти бѣдствія и даровалъ глубокій миръ, прекратилъ
войну и устроилъ великую тишину,—чтобы никто изъ безпечныхъ
не думалъ избѣгнуть наказанія, и никто изъ добродѣтельныхъ
теперь не превозносился. 4. Подлинно не все равно—стоять ли мужественно среди сви¬
рѣпствующей со всѣхъ сторонъ войны и безчисленныхъ бѣдствій,
или находясь теперь какъ бы въ пристани, и наслаждаясь пол¬
ною безопасностію, оказывать такую же бодрость. Тогда вѣрую¬
щіе находились въ положеніи нисколько не лучше того, какъ
мореплаватели, колеблемые въ морѣ и застигнутые бурею; а мы