Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
294 ТВОРІШЯ СВ. 1. 8ЛЛТ070ТЛГ0. 388 8. Вникните тщательно въ сказанное. На злыя, говоритъ Онъ, и благія. Такъ и ты, когда творишь милостыню, не
испытывай жизни бѣднаго и не требуй отъ него отчета въ
его нравахъ. Милостынею потому и называется, чтобы мы
подавали и недостойнымъ. Милующій не исправнаго, а согрѣ¬
шившаго милуетъ; исправный достоинъ похвалъ и вѣнцовъ, а
грѣшникъ милости и снисхожденія. Такимъ образомъ мы и въ
этомъ будемъ подражать Богу, если будемъ подавать и пороч¬
нымъ. Подумай, сколько живетъ во вселенной злословцевъ, пре¬
ступниковъ, волшебниковъ, исполненныхъ всякаго зла; но и ихъ
Богъ питаетъ каждый день, научая насъ простирать благотвори¬
тельность на всѣхъ. А мы поступаемъ совершенно напротивъ. Мы
отвращаемся не только отъ злыхъ или дурныхъ людей, но, когда
подойдетъ къ намъ человѣкъ здоровый, подвергшійся бѣдности
плп по справедливости, или по свободѣ, или, можетъ быть, и по
лѣности—допущу и это,—то мы, осыпавъ его порицаніями, без¬
честіями и безчисленными шутками, отсылаемъ его съ пустыми
руками, понося здоровье, укоряя лѣность, требуя отчета.. Неужели
на это ты поставленъ, человѣкъ, чтобы необдуманно обвинять и
укорятъ нуждающихся? Богъ повелѣлъ миловать и исправлять
ихъ бѣдность, а не требовать отчета и презирать. Или ты хочешь
исправить ихъ образъ жизни, отвлечь отъ лѣности, и на дѣло под¬
вигнуть лѣнивца? Ты напередъ подай, и тогда укоряй, чтобы стро¬
гость не навлекла на тебя подозрѣнія въ жестокости, но чтобы
тебѣ получить славу человѣка попечительнаго. Кто не подаетъ,
а.только укоряетъ, отъ того бѣдный отвращается, того ненавидитъ,
на того даже смотрѣть не хотѣлъ бы; и весьма справедливо, такъ
какъ онъ думаетъ, что укоризны происходятъ не отъ попечитель-
пости, а отъ нежеланія подать, какъ дѣйствительно и бываетъ.
А кто укоряетъ послѣ подаянія, тотъ дѣлаетъ свое увѣщаніе удо-
бопріемлемымъ,—потому что высказываетъ порицаніе не по безче¬
ловѣчію, а изъ попечительности. Такъ поступилъ и Павелъ. Ска¬
завъ: аще кто не хощетъ дѣлами, ниже да яетъ (2 Сол. іп, 10), онъ
прибавилъ: еы же не стужайте, доброе теоряще (2 Сол. пі, 13). Эти
заповѣди, повидимому, противопожны. Если лѣнивцамъ не должно
и ѣсть, то какъ ты повелѣваешь дѣлать имъ добро? Но здѣсь
нѣть противорѣчія,—да не будетъ. Для того, говорятъ онъ, я ска¬
залъ: аще кто не хощетъ дѣлами, ниже да яетъ, чтобы не отъ ми¬
лостыни отклонить намѣревающихся подать, но чтобы живущихъ
въ праздности отклонить отъ праздности. Такимъ образомъ слова
его: ниже да яетъ, возбуждаютъ однихъ къ дѣятельности страхомъ
угрозы, а слова: не стужайте, доброе теоряще, побуждаютъ дру¬
гихъ къ милостынѣ указаніемъ на пользу этого. Дабы нѣкоторые,