Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
290

ТВОРЕНІЯ ΟΒ. ІОАННА 8ЛІТОУОТАГО.

4. Видшпь ли, какія хулы произносятъ на Бога тѣ, которые говорятъ, что одігаъ законодатѳль новаго завѣта, а другой — ветхаго? Но все это прѳкращаетоя, когда мы допустимъ
что одинъ Богъ ІІТОГО и другого завѣта. Тогда окажется, что Онъ
мудро устроялъ дѣла касательно насъ, сначала посрѳдствомъ
закона, а тѳііерь посредствомъ благодата, и не съ нѳдавняго
врѳмѳни, нѳ въ иослѣднія времена, но издрѳвле и съ самаго
перваго дня сталъ промышлять ο насъ. Α чтобы еще болѣо
сомкнуть уста ихъ, мы приведемъ теперь самыя изречѳнія пророковъ и апостоловъ, возвѣщающихъ, что одинъ законодатель
новаго и ветхаго завѣта. Итакъ, пусть выступитъ освященный отъ
чрева матери Іеремія, и ясно покажетъ намъ, что одинъ и тоть
же Богъ того и другого завѣта. Что же говоритъ онъ, объявляя
отъ лица законодателя? Завѣщаю вамъ завѣпѵь новъ, не по завгъту,

его же завѣщахъ отцемъ ѳаіиымъ (Іерем. хххі, 3 1 , 32). Такимъ образомъ установитель новаго завѣта есть Богъ, давшій и ветхій.
Этимъ пророкъ достаточно обуздалъ уста и послѣдователяиъ
Павла Самосатскаго, которые отвергаютъ предвѣчное бытіѳ Единороднаго. Если Онъ дѣйствительно не существовалъ прежде рожденія отъ Маріи и не имѣлъ бытія прежде, неясели явился во
плоти, то какъ, не существуя, Онъ законополагалъ? Какъ Онъ
могъ сказать: за&ѣщаю вамъ заеѣтъ новъ, пе по за&ѣту, его же за-

вѣщахъ отцемъ вашымъі Какъ онъ могъ завѣщать отцамъ ихъ,
нѳ существуя и нѳ имѣя бытія, по ихъ ученію? Противъ іудеевъ
и болѣющихъ іудейскими заблужденіямя иавліанъ это свидѣтельство иророка достаточно устойчиво. Но чтобы обуздать и манихоевъ, мы ііриведемъ свидѣтельство изъ новаго завѣта, такъ какъ
опи не оказываютъ никакого уваженія къ ветхому, иди лучшѳ, и
къ новому, іютому что и этотъ, который по видимому уважаютъ,
они униясаютъ не менѣѳ того: во-первыхъ, отдѣленіемъ его отъ
ветхаго они ослабили и достовѣрную часть его; вѣдь нѳ малымъ
доказательствомъ истинности его содеряеанія было предсказаніе
ветхозавѣтвыхъ пророчествъ, которыя отвергпш, они не чувствуютъ,
что унизили аиостоловъ болыпѳ пророковъ. Итакъ этгагь, во-первыхъ, они уииясаютъ новый завѣтъ; а во-вторыхъ—исключеніѳмъ
изъ него болыпой части. Но не смотря на то, сила его содержанія
такова, что и изъ самыхъ остатковъ легко нояшо видѣть ихъ низость; урѣзаиныя частп кріічатъ и воиіютъ, трѳбуя соединенія съ
прочиші своими частями.
5. Какъ же і ш докажѳиъ имъ, что одинь законодатѳдь новаіч> іі ветхаго завѣта? Этими, оставшимися у нихъ, апостольскими изреченіями, которыя повидішоиу заключаютъ въ себѣ
обвинеяіѳ закона, а ыа санонъ дѣлѣ особенио возвышаютъ его и