Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
Κ * СЛОВА АПОСТОЛА: ИМУЩВ ЖЕ ТОЙ ЖВ ДУХЪ ВѢРЫ.

личны, возьмемъ въ руки самые законы.

289

Слъшшсте, сказалъ

Господь, яко речено бысть древнимъ: пе убіеши (Матѳ. ѵ, 21). Это—

ветхозавѣтный законъ; посмотримъ на новозавѣтный: Азъ же глаголю вамъ: яко веякъ гнѣѳаяйся на брата своего всуе, повипенъ есть

геенпѣ огненпѣй (Матѳ. ѵ, 22). Скажи мнѣ: развѣ противоположпы
эти заповѣди? Кто изъ людей, имѣгощій хотя сколько-нибудь
смысла, можѳтъ сказать это? Бсли бн прежній законъ повелѣвалъ—нѳ убивать, а этотъ повелѣвалъ (убивать), тогда, можетъ
быть, кто-нибудь и сказалъ бы, что между ними есть противорѣчіе; если жѳ тотъ повелѣваетъ нѳ убивать, а этотъ повѳлѣваетъ
даже и нѳ гнѣваться, то послѣдшй законъ есть усиленіе перваго,
а не противорѣчіе ѳму. Тотъ уничтожилъ плодъ злобы—убійство,
а этотъ вырвалъ и корень—гнѣвъ; тотъ пресѣкъ тѳченіе нечестія,
а этотъ изсушилъ и самый источникъ его, потому что источникоігь и корнемъ убійства бываетъ ярость и гнѣвъ. Тотъ законъ
приготовлялъ нашу природу, а этоть пришѳдпш восполнилъ недостатокъ. Гдѣ же противополояшость, когда одинъ законъ пресѣкаеть конѳцъ зла, а другой и начало? Тотъ руку очшцалъ отъ
крови, а этотъ освобождаѳтъ и самый умъ отъ порочныхъ пожеланій. Это свойствѳнно законамъ согласнымъ между собою, а пѳ
противорѣчащимъ, что всюду стараются подыскать враги истины,
не замѣчая, что такимъ образомъ они навлѳкаютъ на новозавѣтнаго Бога вѳликую вину легкомыслія и нѳбреясевія, потому что
въ такомъ случаѣ окажется (да обратится это богохульство на 2Ѳ4
голову принуждающихъ насъ говорить это!), что Онъ неблаговременно устроилъ дѣла наши; а какъ это, я скажу. Руководство
ветхаго завѣта подобно кормленію молокомъ, а любомудріе новаго
завѣта подобно твердой пищѣ; никто, не вскормивши молокомъ,
не подаетъ твѳрдой пищи; а такъ поступилъ бы Богъ новаго завѣта, если бн нѳ Онъ же былъ дарователемъ ветхаго. Прежде неяеели вскорнилъ молокомъ, руководствомъ закона, Онъ привѳлъ
бы насъ къ твердой пшцѣ. И не только этому обвиненію, но и
другому еще большѳму они подвергаютъ Его, какъ будто бы Онъ
только послѣ пяти слишкомъ тысячъ лѣтъ приступилъ къ промшплевію ο нашенъ родѣ. Бсли бы не Онъ былъ тотъ, кто чрезъ
пророковъ, патріарховъ и другихъ праведныхъ мужей устроялъ
всѳ, касающееся насъ, а кто-нибудь другой кромѣ Его, то оказалось бы, что Онъ поздно и недавно сталъ промышлять ο насъ,
какъ бы подвишшсь нѣкоторымъ раскаяніемъ. Но было бы недостойно не толъко Бога, а даже обыкновеннаго человѣка, ѳсли
бы Онъ, попустивъ столь многикъ людямъ погибнуть въ теченіе
столь долгаго врѳмени, наконѳцъ въ послѣднія врѳмена такжѳ
пристутгалъ къ промышленію ο нѳмногихъ.
погашяі СШ. ІОАШНА ЯЯАТОУСТАГО.

10