Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
290 ТВОРВНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛІТОУОТАГО. 4. Видишь ли, какія хулы произносятъ на Бога тѣ, ко¬
торые говорятъ, что одинъ законодатель новаго завѣта, а дру¬
гой — ветхаго? Но все ото прекращается, когда мы допустимъ
что одинъ Богъ итого и другого завѣта. Тогда окажется, что Онъ
мудро устроялъ дѣла касательно насъ, сначала посредствомъ
закона, а теперь посредствомъ благодати, и не съ недавняго
времени, не въ послѣднія времена, но издревле и съ самаго
перваго дня сталъ промышлять о насъ. А чтобы еще болѣе
сомкнуть уста ихъ, мы приведемъ теперь самыя изреченія про¬
роковъ и апостоловъ, возвѣщающихъ, что одинъ законодатель
новаго и ветхаго завѣта. Итакъ, пусть выступитъ освященный отъ
чрева матери Іеремія, и ясно покажетъ намъ, что одинъ и тоть
же Богъ того и другого завѣта. Что же говоритъ онъ, объявляя
отъ лица законодателя? Завѣщаю вамъ завѣтъ новъ, не по завѣту,
его же завѣщалъ отцемъ вашимъ (Іерем. хххі, 31, 32). Такимъ об¬
разомъ установитель новаго завѣта есть Богъ, давшій и ветхій.
Этимъ пророкъ достаточно обуздалъ уста и послѣдователямъ
Павла Самосатскаго, которые отвергаютъ предвѣчное бытіе Едино¬
роднаго. Если Онъ дѣйствительно не существовалъ прежде рож¬
денія отъ Маріи и не имѣлъ бытія прежде, нежели явился во
плоти, то какъ, не существуя, Онъ законополагалъ? Какъ Онъ
могъ сказать: завѣщаю вамъ завѣтъ новъ, не по завѣту, его же за¬
вѣщалъ отцемъ вашимъ? Какъ онъ могъ завѣщать отцамъ ихъ,
не существуя и не имѣя бытія, по ихъ ученію? Противъ іудеевъ
и болѣющихъ іудейскими заблужденіями павліанъ это свидѣтель¬
ство пророка достаточно устойчиво. Но чтобы обуздать и мани¬
хеевъ, мы приведемъ свидѣтельство изъ новаго завѣта, такъ какъ
опи не оказываютъ никакого уваженія къ ветхому, иди лучше, и
къ новому, потому что и этотъ, который по видимому уважаютъ,
они унижаютъ не менѣе того: во-первыхъ, отдѣленіемъ его отъ
ветхаго они ослабили и достовѣрную часть его; вѣдь не малымъ 2вб доказательствомъ истинности его содержанія было предсказаніе
ветхозавѣтныхъ пророчествъ, которыя отвергши, они не чувствуютъ,
что унизили апостоловъ больше пророковъ. Итакъ этимъ, во-пер¬
выхъ, они унижаютъ новый завѣтъ; а во-вторыхъ—исключеніемъ
изъ него большей части. Но не смотря на то, сила его содержанія
такова, что и изъ самыхъ остатковъ легко можно видѣть ихъ ни¬
зость; урѣзанныя части кричатъ и вопіютъ, требуя соединенія съ
прочими своими частями. 5. Какъ же мы докажемъ имъ, что одинъ законодатель но¬
ваго и ветхаго завѣта? Этими, оставшимися у нихъ, апостоль¬
скими изреченіями, которыя невидимому заключаютъ въ себѣ
обвиненіе закона, а на самомъ дѣлѣ особенио возвышаютъ его н