Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
288 ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. и самое это различіе не по сущности, но по перемѣнѣ времени:
только поэтому новое отличается отъ ветхаго; перемѣна времени,
не означаетъ ни разности господства, ни умаленія одного предъ
другимъ. Это выразилъ и Христосъ, когда сказалъ: сею ради
всякъ книжникъ, научивея царствію небесному, подобенъ есть человѣку
домовиту, иже износитъ отъ сокровища своего новая и ветхая (Матѳ,
хш, 52). Видишь ли стяжанія различныя, а власть одну? Какъ
тамъ одинъ и тотъ же хозяинъ можетъ выносить новое и старое,
такъ точно и здѣсь возможно, чтобы одному и томуже Богу при¬
надлежали новый и ветхій завѣты; это самое особенно и показы¬
ваетъ Ёго богатство и изобиліе, что Онъ не только созидаетъ но¬
вое, но и въ ветхомъ обнаруживаетъ изобиліе. 288 Такимъ образомъ между завѣтами есть только различіе въ
названіяхъ, а не противорѣчіе и не противоположность. Ветхое
бываетъ ветхимъ при новомъ; но это означаетъ не противорѣчіе
и не противоположность, а только различіе въ названіи. Я даже
позволю себѣ такое преувеличеніе, что хотя бы законы ветхаго
завѣта были противоположны законамъ новаго, я съ большою на¬
стойчивостью утверждалъ бы, что и тогда не нужно было бы вво¬
дить другого Бога. Если бы онъ учреждалъ противоположные
законы въ одно и то же время, однимъ и тѣмъ же людямъ, жи¬
вущимъ въ одномъ и томъ же состояніи, находящимся въ однихъ
и тѣхъ обстоятельствахъ, то такое мудрованіе, можетъ быть, имѣло
бы нѣкоторое основаніе; но если предписаны одни законы однимъ,
а другіе другимъ, тѣмъ въ одно время, а этимъ въ другое, тѣмъ
въ однихъ обстоятельствахъ, а этимъ въ другихъ, то какая не¬
обходимость—вслѣдствіе различія законовъ вводить двухъ проти¬
воположныхъ законодателей? Я не вижу никакой; если же ере¬
тики могутъ сказать, то пусть скажутъ; но и они не въ состояніи
будутъ. Такъ и врачъ часто дѣлаетъ много противоположнаго,
не по противоположности въ мысляхъ, но съ одинаковою и съ
одною и тою же мыслью. Онъ часто одно и то же тѣло и прижи¬
гаетъ и не прижигаетъ, и рѣжетъ и не рѣжетъ, даетъ пить то
горькія, то сладкія лѣкарства; дѣйствія противоположны, но
мысль, по которой это дѣлается, одинакова и одна и та же, по¬
тому что онъ имѣетъ въ виду одну цѣль,—здоровье больного.
Поэтому не нелѣпо ли—врача не обвинять за то, что онъ дѣлаетъ
много противоположнаго съ естествомъ одного и того же тѣла, а
Бога порицать, если Онъ въ различныя времена и разнымъ лю¬
дямъ давалъ различныя предписанія? 3. Итакъ, отсюда очевидно, что, если бы даже эти законы
были противоположны, то и тогда не слѣдовало бы порицать
(ветхій завѣтъ); но что они не противоположны, а только раз-