Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
24

ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ07СТАГ0.

ловѣкомъ, то Ему надлежало и испытать свойственное человѣку.
Что же именно? То, чтобы приближаясь къ распятію на крестѣ,
страшиться и скорбѣть и не безъ скорби лишаться настоящей
жизші, потому что въ природу вложена любовь къ настоящей
жизни. Поэтому Онъ, желая показать истиняое облеченіе плотію
и удостовѣрить въ истинѣ этого домостроительства, съ великою
ясностію обнаруживаетъ свои сттраданія. Это одна причина. Но
есть и другая, не меньше этой. Какая я:е именно? Христосъ, пришедши, хотѣлъ научить людей всякой добродѣтели; а научающій
учитъ не только словомъ, но и дѣломъ; это самое лучшее ученіе
учителя. Такъ кормчій, посадивъ ученика, показываетъ ему, какъ
держать руль, присоединяя и слово къ дѣлу; онъ и не говоритъ
только и не дѣлаетъ только; подобнымъ образомъ и домостроитель, поставивъ желающаго научиться отъ него, какъ строится
стѣна, показываетъ ему это дѣломъ, показываетъ и словомъ; точно
такъ же (поступаетъ) и ткачъ, и выпшватель украшенШ, и золотыхъ дѣлъ мастеръ, и мѣдникъ, и всякое искусство имѣетъ учителемъ слово и дѣло. Поэтому, и Христосъ, пришедпш научить
насъ всякой добродѣтели, и словами внушаетъ, что должно дѣлать, и Самъ дѣлаетъ. Иже сотворгтъ и научитъ, говоритъ Онъ,
сей велій паречется въ царствіи пебеепѣмъ (Матѳ. ѵ, 19). Посмотри,

Онъ заповѣдалъ быть кроткими и смиренными и училъ этими
словами. Смотри же, какъ онъ научаетъ тому же самому и дѣлами. Сказавъ: блажепи пищіи духомъ, блажени кротцыи (Матѳ. ѵ ,

3 — 5 ) , Онъ показываетъ, какъ должно исполнять это. Какъ же
научилъ Онъ? Пргемъ лентіонъ, препоясася: и умылъ ноги учениковъ (Іоан. хш, 4, 5). Что можетъ сравниться съ такимъ смиреніемъ? Такъ Онъ научаетъ этому не только словами, но и дѣлами. Также и кротости и перенесенію обидъ Онъ научаетъ дѣлами. Какъ? Когда ударилъ Его рабъ первосвященника, Онъ сказалъ: аще злѣ глаголахъ, свгаѣтельствуйο злѣ: аще ли добрѣ, что

Мя біеши (Іоан. хѵш, 23)? Онъ заповѣдалъ молиться за враговъ:
и этому рпять научилъ дѣлавш: восшедши на крестъ, сказалъ:
Отче, отпусти гшъ: не вѣдятъ бо, что творятъ (Лук. ххш, 34).

Какъ заповѣдалъ молиться, такъ и самъ молится, научая тебя такъ
89 молиться, и самъ не бездѣйствуя въ прощеніи врагамъ. Также
Онъ заповѣдалъ благотворить ненавидящимъ насъ и дѣлать добро
злословящимъ насъ (Матѳ. ѵ , 44); это же онъ исполнялъ и на дѣлѣ,
потому что изгонялъ бѣсовъ изъ іудеевъ, которые называли Его
бѣснующимся, благодѣтельствовалъ гнавшимъ Его, питалъ злоумышлявшихъ противъ Него, руководилъ къ царствію желавшихъ
распять Его. Ещѳ, желая расположить учениковъ своихъ къ нѳстяясатѳльности, Онъ говорилъ имъ: не етяо/сите злата, ни сребра,