Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
284

ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА ЭЛАТОУОТАГО.

милостынѳю заслужить себѣ ихъ прощѳніѳ, ты отдашь и самое
тѣло твое, не только что деяьги. Бсли страдающіѳ ранами, желая
иэбавиться отъ болѣзнѳй тѣлѳсныхъ, не жалѣютъ никакого имущества и готовы отдать даже самую одѳжду, чтобы избавиться
отъ своей болѣзни,—то тѣмъ болѣе мы, желая избавиться милостынею отъ болѣзни душевной и отъ тяжкихъ ранъ грѣховныхъ,
должны оказывать ѳе со всѣкъ усѳрдіемъ. Притомъ въ болѣзняхъ,
бросая сѳребро, нельзя вдругъ исцѣлиться отъ боли, но часто
нужно испытать и разсѣчѳніѳ, и прижиганіе, и горькія лѣкарства, и голодъ, и холодъ, и другія тягчайшія предписанія; а здѣсь
нѳ такъ, но достаточно отдать" серебро въ руки бѣдяыхъ, и всѣ
грѣхи тотчасъ омоются безъ боли и труда. Врачъ, исцѣляющій
душу, не имѣетъ нужды ни въ пріемахъ, ни въ орудіяхъ, ни въ
жѳлѣзѣ, ни въ огнѣ; но Бму довольно сдѣлать только мановѳніе,
и всѣ грѣхи исчезаютъ изъ нашей души и обращаются въ ничто.
9. Не видшпь ли, какіѳ суровыѳ подвиги перѳносятъ монахи,
возлюбившіе уединенную жизнь и удалившіеся на вѳршины горъ?
Имѣя постѳлію землю, одѣваясь въ власяшщу, облагая все тѣло
веригами и заключивъ сѳбя въ хижинѣ, они постоянно борются
съ голодомъ, живутъ въ слезахъ и невыносимыхъ бодрствованіяхъ,
чтобы оныть хотя малую часть своихъ прегрѣшеній; а тебѣ можно
безъ всякихъ подобныхъ суровыхъ подвиговъ этимъ легкимъ и
удобнымъ способомъ доказать свое благочестіе. Что за трудъ,
скажи мнѣ, пользуясь имущѳствомъ, употрѳблять излишнее сверхъ
нужды на бѣдныхъ? Еслн бы даже не было положѳно награды,
если бы даже не было назначено воздаянія, то самое свойство
дѣла не въ состояніи ли уб дить самыхъ упорныхъ употреблять
избытки на утѣшеніе нуждг? хцихся? Α когда за милостыню есть
такіе вѣнцы, такія награды, такое прощеніѳ грѣховъ, то какое,
скажи мнѣ, будутъ имѣть оправданіе тѣ, которые жалѣютъ денегъ
и потопляютъ душу свою во грѣхахъ? Бсли же тѳбя ничто другое не располагаѳтъ, и не побуждаетъ къ состраданію и милостынѣ,
то вспомни ο нѳиэвѣстности кончины и прѳдставь, что если ты не
дашь бѣднымъ, то съ наступлѳніѳмъ смерти невольно оставишь
все другинъ, и потому будь чѳловѣколюбивымъ тепѳрь. Подлинно, быдо бы крайне безумно—не давать добровольно другимъ
нуждающимся изъ того, чѳго мы должны будѳігь лишиться невольно, тогда какъ притомъ мы можѳмъ получить такія блага за
ѳту щѳдрость. Ваше шбиточествіе говоритъ апостолъ, да будетъ
ео онѣхъ лишвніе (2 Кор. ѵ ш , 14). Нто значатъ эти слова? Ты получаешь болыпе, нежели даѳшь: даѳшь чувствѳнноѳ, а получаешь
умствѳнноѳ и духовное; даешь серѳбро, а получаешь отпущвніѳ
грѣховъ; ты избавляешь бѣднаго отъ голода, а онъ избавляетъ
т

у