Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА СЛОВА апостола: ИМЭТЦВ ЖЕ ТОЙ ЖЕ ДУХЪ ВѢРЫ. 285 тебя отъ гнѣва Божія. Это—нѣкоторая мѣна и торговля, принося¬
щая прибытокъ, гораздо больше расхода, и выгоду значитель¬
нѣе. Расходъ состоитъ въ деньгахъ, а прибытокъ не въ деньгахъ
только, но и въ отпущеніи грѣховъ, въ дерзновеніи предъ Богомъ, 280
въ царствѣ небесномъ и въ наслажденіи благами, ихже око не
видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша (I Кор. п, 9).
Поэтому не нелѣпо ли,-тогда какъ купцы не жалѣютъ ничего изъ
своего имущества, имѣя въ виду не какую-нибудь необыкновенную
прибыль, но подобную истраченной суммѣ, мы, имѣя въ виду за
тлѣнныя и преходящія блага пріобрѣсти не преходящія и тлѣнныя,
но нетлѣнныя и безсмертныя, не оказываемъ такой же попечитель-
ности о своемъ имуществѣ, какъ и они? Нѣть, братіе, не будемъ
такъ дурно заботиться о своемъ спасеніи; но зная примѣръ и дѣвъ,
и отосланныхъ въ огнь вѣчный, уготованный діаволу и ангеломъ его
(Матѳ, ххѵ, 41), за то, что они не напитали и не напоили Христа,
будемъ удерживать въ себѣ огонь Духа щедродателыюстію и
обильною милостынею, дабы намъ не потерпѣть кораблекрушенія
въ вѣрѣ. Вѣра имѣетъ нужду въ помощи и присутствіи Духа,
чтобы ей оставаться непоколебимою; а помощь Духа обыкновенно
подается за чистую жизнь и доброе поведеніе. Поэтому, если мы
желаемъ имѣть твердую вѣру, то должны вести чистую жизнь»
которая и располагаетъ Духа пребывать въ насъ и поддерживать
силу вѣры. Невозможно, подлинно невозможно, чтобы проводящій
нечистую жизнь не колебался и въ вѣрѣ. Ю. Пустословящіе о судьбѣ и невѣрующіе спасительному уче¬
нію о воскресеніи впали въ бездну такого невѣрія вслѣдствіе не¬
чистой совѣсти и развратныхъ дѣлъ. Какъ страдающіе горячкою,
желая уничтожить жаръ, часто бросаются въ холодную воду и,
на краткое время утишивъ боль, потомъ подвергаются сильнѣй¬
шему пламени,—такъ точно и имѣющіе порочную совѣсть, стараясь
найти утѣшеніе 'и не желая омыть грѣхи покаяніемъ, придумали
господство судьбы и невѣріе воскресенію. Такимъ образомъ, утѣ¬
шая себя на краткое время холодными разсужденіями, оші вос¬
пламенятъ для себя большій огонь геенны, когда, оставшись без¬
печными и потомъ перешедши туда, увидятъ, что каждый самъ
долженъ дать отчетъ за свои прегрѣшенія. И дабы убѣдиться,
что это справедливо и что злыя дѣла вредятъ твердости вѣры,
послушай, чтб говоритъ Павелъ въ посланіи къ Тимоѳею. Да
воинствуеши, говоритъ онъ, доброе воинство, имѣя вѣру и благую
совѣсть,—а добрая совѣсть обыкновенно бываетъ отъ жизни и
правыхъ дѣлъ,—юже, говоритъ, нѣцыи отринувше, отъ вѣры отпа-
дѵша (1 Тим. і, 18, 19). И еще въ другомъ мѣстѣ: корень всѣмъ злымъ
сребролюбіе есть: егоже нѣцыи желающе, заблудиша отъ вѣры (1 Тим.