Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
282

ТВОРВНШ CB. ІОАЯНл 8ЛАТОУСТАГО.

шеную ярость, укротили волны похоти, жнвя на зѳмлѣ показали
жизнь ангельскую, будучи облечены тѣломъ подраясали безплотнымъ силамъ, и послѣ такого подвига нѳ подавили въ себѣ страсти къ дѳньгамъ; иоистинѣ глупыя и неразумныя,—потому-то онѣ
н не удостоились прощенія. Ихъ паденіе было слѣдствіемъ одной
безпечности. Онѣ были въ состояніи—угасить разженную такимъ
пламенемъ печь похоти, переступить далѣе предѣловъ и сдѣлать
болыпе заповѣданнаго, (потому что дѣвство не есть законъ, во
предоставлено волѣ слушащихъ), и иослѣ этого были побѣждены
страстію къ деньгамъ. Что можетъ быть ясалчѳ ихъ, потерявшихъ
съ головы своей вѣнецъ .за малую часть серебра? Говорю это не
съ тѣмъ, чтобы опустились руки дѣвственницъ, чтобы прѳкратить
дѣвство, но чтобы онѣ не трудилнсь безъ пользы, чтобы послѣ
безчислѳнныхъ подвиговъ не удалились съ поприща неувѣнчанными π покрытыми стыдомъ. Дѣвство - дѣло доброѳ и вышеестествевное; но и зто доброе, великое и вышеестественное дѣло, не
будучи соединено съ человѣколюбіемъ, не можетъ ввѳсти даже
въ преддверіе брачнаго чертога. Посмотри на могущество человѣколюбія и силу милостыни. Дѣвство бѳзъ милостыни не иогло
довести даже до преддверія брачнаго чертога; а нилостыня безъ
дѣвства привела шггомцевъ своихъ съ великою славою въ царство, уготованяоѳ прежде сложенгя міра. Тѣ за то, что нѳ оказывали щедрой милостыяи, услышали: отъидите, ие вѣмъ васъ; а эти,
напоившіѳ ясаждущаго и напитавшіе алчущаго Христа, хотя и не
отличались дѣвствомъ, услышали: пргидгте благословенніи Отца
моего, наслѣдуйте уютованное вамъ царствіе отъ сложенія міра

^Матѳ. ххѵ, 34,); и весьма справедливо, потому что дѣвственникъ
и иостникъ полезенъ только себѣ самому, а милостивый есть общая пристань обуреваемыхъ, избавляетъ ближнихъ отъ бѣдности
іі удовлетворяетъ вуждамъ другихъ. Изъ добрыхъ жѳ дѣлъ тѣ
обыкновенно цѣнятся выше, которыя слуясатъ на пользу другимъ.
7. Дабы ты убѣдился, что этого рода заповѣди преимущественно предъ всѣми другими угодны Богу, Христосъ, бесѣдуя ο
27β постѣ и дѣвствѣ, упомянулъ ο царствѣ небесномъ; а запрвѣдуя
ο милостывѣ и человѣколюбіи и ο томъ, чтобы мы питали въ
сѳбѣ милосердіе, указалъ на награду гораздо выше царства небеснаго: япо да будете сынове Отца вагиего, иже есть па пебееѣхъ

(Матѳ. ѵ, 45). Въ самомъ дѣлѣ, тѣ заповѣди особенно дѣлаютъ
людей подобными Богу, — насколько людяиъ возиояшо быть иодобными Богу, — которыя служатъ къ общей пользѣ. Это самое
выражая, Христосъ и сказалъ: яко солпце свое сіяетъ на злыя и
благхЯу и дождитъ на праведныя и па неправедныя (Матѳ. ѵ, 45). Такъ

и вы, употребляя свои имущества по возможности на общую