Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА

G J O B A АЛООТОЛА:

ИМЩІ

ЖІ

ТОІ ЖІ

ДУХЪ

ВѢРН.

281

другомъ мѣстѣ онъ выражаетъ тоже самое, когда говоритъ: α не
дѣлающему, еѣрующему же оправдающаго нечестива, вмѣняется вѣра
его 9ъ правду (Рим. іѵ, 5), если все принадлѳжитъ благодати Духа?
Какъ и патріарха Авраама онъ увѣнчалъ за нѳе безчисленнтш
похвадами,—за то, что тотъ, презрѣвъ все настоящее, повѣрилъ
съ надеждою сверхъ надежды (Рим. іѵ, 18)? Итакъ, для чего же апостолъ называетъ ѳе духомъ еѣры? Онъ хочетъ показать, что вначадѣ увѣровать и покориться призыву зависить отъ нашего благорасположенія; апослѣ того,какъ вѣра уже внѣдрена, мы имѣемъ
нужду въ помощи Святаго Духа для того, чтобы она пребывала
постоянно непоколебимою и неизмѣнною. Ни Богъ, ни благодать
Духа не предваряѳтъ нашего расположѳнія, но, хотя призываетъ,
одвако ожидаетъ, чтобы мы пришли добровольно и по собственному желанію; а потомъ, когда мы уясе пришли, тогда подаетъ
отъ Себя всякую помощь. Такъ какъ діаволъ, послѣ того какъ мы
приступили къ вѣрѣ, тотчасъ приходитъ, желая вырвать этоть
добрый корѳнь и спѣша посѣять плевелы и поврѳдить истинныя
и чистыя сѣмена, то мы имѣѳмъ тогда нужду въ помощи Духа,
дабы Онъ, присѣдя нашѳй душѣ, подобно трудолюбовому зѳмлѳдѣльцу, своимъ великимъ попѳчешѳмъ и промышленіѳнъ со всѣхъ
сторонъ ограждалъ новонасаждѳнное растеше вѣры. Поэтому апостодъ въ посланіи къ ѳессалоникійцамъ говоритъ: Духа не угашайте (1 Сол. ѵ, 19), внушая, что по пришѳствіи благодати Духа
мы будѳмъ недоступными для лукаваго бѣса и всѣхъ ухищреній
ѳго, потому что, ѳсли пиктоже можетъ рещи Господа Іисуса, точію
Духомъ Святимъ (1 Кор. хп, 8), тѣмъ болѣе никто не можетъ
соблюсти вѣру свою бѳзопасною и твердою, какъ только Духомъ
Святымъ.
β. Но какъ можѳнъ мы привлечь къ себѣ помощь Духа и располояшть Бго прѳбывать въ насъ? Добрыми дѣлами и хорошею 277
жнзнію. Какъ свѣтъ свѣтильника поддѳрживаѳтся елеемъ, съ
уничтоженіѳмъ котораго и онъ прѳкращаѳтся и изчѳзаѳтъ,—такъ
точно и благодать Духа: когда есть у насъ добрыя дѣла и душа
орошаѳтся великою милостынею, пребываетъ въ насъ, какъ огонь,
поддѳрживаѳмый елѳемъ, а безъ нея отступаетъ и удаляется—
какъ это и случилось съ пятью дѣвами. Такъ какъ онѣ, послѣ
многихъ трудовъ и подвиговъ, нѳ запасли на помощь сѳбѣ человЪкодюбія, то и не могли удѳржать при себѣ духовнаго дарованія, поэтому и бшш отлучѳны отъ брачнаго чѳртога и услышали
страпшыя сдова, которыя тяжелѣѳ геѳнны: отъидите, не вѣмъ васъ
(Матѳ. ххѵ 12, 41); поѳтому и названы глуішми,—и справедливо,
такъ какъ онѣ, прѳододѣвъ сильнѣйшія похоти, были побѣждены
слабѣйшѳю. Посмотри: онѣ побѣднди силу природы, обуздали бѣ-